Наряду с Эсхилом и Еврипидом Софокл является одним из трёх главных античных трагиков. Он родился около 495 г. до Р. Х. в местечке Колоне, близ Афин. Эту свою малую родину Софокл потом воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Софокл происходил из зажиточной семьи и получил хорошее образование. Он отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни. Близкими друзьями Софокла были Перикл и знаменитый историк Геродот. Вместе с Периклом он даже командовал флотом во время войны с островом Самосом 440 года.
Уже при постановке на сцене своей первой драматической тетралогии (469 или 468 г.) Софокл показал столько таланта, что одержал победу над прославленным Эсхилом. По числу побед в состязаниях трагиков Софокла потом никто не мог превзойти. Античные литературоведы приписывали около 130 трагедий. Софокл умер на 90-м году жизни (406 г. до Р. Х.). Земляки-афиняне после смерти поклонялись ему, как герою.
Особенности творчества Софокла
Софокл произвёл важные реформы в области античной сценической постановки. Он увеличил число актеров с двух до трех, а состав выступавшего вместе с ними хора – с 12 до 15 человек. При этом Софокл сократил хоровые части трагедии в пользу актеров, усовершенствовал декорации и маски. Всё это придало греческой драме более напряжённое действие и усилило впечатление, производимое на зрителей. Сохранив древнюю суть трагедии как акта чествования богов, священнослужения, призванного будить в душах зрителей глубокие нравственные чувства, Софокл очеловечил греческую драму сильнее, чем его предшественник, Эсхил. Продолжая черпать сюжеты из древних мифов, Софокл стал глубже раскрывать душевные борения и страсти их героев, сближая своих персонажей с обыкновенными смертными. В этом направлении двигался уже Эсхил в его образах своих Прометея и Ореста. Но Софокл пошел здесь гораздо дальше.
В трагедиях Софокла главным является не внешний ход событий, а внутренние терзания героев. Общий смысл сюжета Софокл обычно объясняет сразу. Внешняя развязка фабулы у него почти всегда легко предугадывается. Запутанных осложнений и неожиданностей Софокл тщательно избегает. Его основная черта – склонность изображать людей, со всеми присущими им слабостями, колебаниями, ошибками, порой и преступлениями. Персонажи Софокла – не общие отвлечённые воплощения тех или иных пороков, добродетелей или идей. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью. Софокл почти лишает легендарных героев их мифической сверхчеловечности. Как Сократ свел философию с неба на землю, так афинские трагики (даже раньше Сократа) низвели полубогов с их пьедесталов, а богов устранили от непосредственного вмешательства в людские судьбы, оставив за ними лишь роль верховных нравственных арбитров. Катастрофы, постигающие героев Софокла, подготовлены свойствами их характеров и обстоятельствами, но они всегда являются расплатой за вину самого героя, как в «Аяксе», или его предков, как в «Царе Эдипе» и «Антигоне». Эдип должен нести кару за вину своего преступного отца, но сам он не заслуживает тяжкой доли. Преступления совершены им в неведении – и Эдип получает от богов полное прощение и даже славу праведника. Семейные злодеяния обрекают на злую судьбу и дочь Эдипа, Антигону. Но она тоже исполнена чистых побуждений и, подвергшись казни, оставляет по себе благоговейную память. Софокл в глубоко человеческом смысле трактует древние легенды народной фантазии. Но при всём этом его характеры не теряют своей идеальности и не понижаются, как у Еврипида, до уровня обыденной жизни.
По Софоклу, человек подвластен судьбе, которая часто подвергает его тяжким испытаниям и страданиям. Но боги милосердны к тем, кто даже в невзгодах не покидает личного достоинства, не перестаёт держаться высоких моральных идеалов. Софокл склонен придавать личной человеческой воле большую свободу, нежели Эсхил. Неспособная изменить внешние обстоятельства, эта воля определяет меру стойкости, проявляемой человеком в бедствиях, его способность преодолевать низменные порывы. Она не зависит от богов – те лишь дают моральную оценку выбора, сделанного человеком, и в соответствии с этим определяют кары и награды.
Согласно со склонностью афинян к диалектике трагедии Софокла развиваются в словесном состязании двух оппонентов. Оно помогает зрителю лучше осознать их правоту или неправоту. Но, в отличие от Еврипида, у Софокла словесные дискуссии не являются центром драм. Сцены, исполненные глубокого пафоса и в то же время лишённые еврипидовской напыщенности и риторики, есть во всех дошедших до нас трагедиях Софокла. Это – великолепные плачи Деяниры, Антигоны, Аякса перед смертью, Филоктета, Эдипа (понявшего, что он и есть тот нечестивец, который накликал на Фивы гнев богов). Соединением в главных действующих лицах высокого героизма и глубокого страдания от бедствий, порождённых непоправимым роком, Софокл достигает высочайшего эффекта. Герои Софокла переживают тяжелые душевные муки, однако положительные персонажи даже в них сохраняют полное сознание своей правоты.
Трагедии Софокла
До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых три принадлежат фиванскому циклу мифов («Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона»), одна к Гераклову («Трахинянки») и три к троянскому («Аякс», «Электра» и «Филоктет»). Сохранилось и около 1000 фрагментов из других трагедий.
«Царь Эдип» излагает историю фиванского царя, который, по древнему сказанию, сам того не ведая, убил собственного отца и женился на своей матери. «Эдип в Колоне» продолжает этот сюжет, изображая, как Эдип, ослепивший сам себя за невольное преступление, после долгих страданий примиряется с богами и находит мирную кончину на родине Софокла, в Колоне. «Антигона» рассказывает историю дочери Эдипа, которую казнят за то, что она осмелилась похоронить убитого брата Полиника, который пошёл войной на родной город. В воздаяние за убийство Антигоны гибнет вся семья казнившего её царя Креонта. В «Филоктете» вспоминается судьба раненого героя, которого плывшее к Трое греческое войско бросило на острове Лемносе. Позже выяснилось, что Трою нельзя взять без принадлежавших Филоктету стрел Геракла. Хитрый Одиссей пытается коварно выкрать их у несчастного больного при помощи сына Ахилла, Неоптолема. Но благородный Неоптолем гнушается обманом даже ради бьющихся под Троей греков. В «Аяксе» знаменитый герой Троянской войны обманут Одиссеем и другими эллинскими вождями в споре из-за оружия Ахилла. Аякс пытается мстить, но богиня Афина лишает его рассудка, и он вместо своих врагов избивает стадо овец и коров. Придя в себя, Аякс сознаёт свой позор и после знаменитого горького монолог кончает жизнь самоубийством. «Электра» основана на мифе о детях Агамемнона, главного греческого вождя в Троянской войне. По возвращении из-под Трои он был убит изменницей-женой Клитемнестрой и её любовником Эгисфом, но позже сын и дочь Агамемнона, Орест и Электра, жестоко мстят собственной матери за смерть отца. Сюжетом «Трахинянок» является миф о невольном убийстве Геракла его собственной женой, Деянирой. В попытке вернуть любовь мужа она посылает ему рубашку, пропитанную кровью кентавра Несса, не зная, что эта кровь – смертельный яд.
Главным источником для биографии Софокла служит безымянное жизнеописание античной эпохи. Важнейший список трагедий Софокла хранится в лаврентианской библиотеке во Флоренции: С. Laurentianus, XXXII, 9. Он относится к Х или XI в.