Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Фамусов
Фамусов - adebiportal.kz
Рейтинг:

Библиотека

Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). Фамилию Павла Афанасьевича Ф. производят от лат. fama — молва, слух, общественное мнение. В фамусовском доме происходит действие комедии, и сам этот дом приобретает в сюжете важное значение. События начинаются рано, когда «день чуть брежжится», и заканчиваются, когда «последняя лампа гаснет». С того самого момента, как бой некстати заведенных часов нарушает сонное спокойствие утра, Ф. вовлекается автором в череду комических розыгрышей, постепенно приобретающих характер драматический. Рисунок образа Ф. — двойной. Развитие действия все время ставит его в комически нелепое положение: он никак не может проследить интриги молодежи. В первом акте его морочит дочь Софья своими рожденными в бедности возлюбленными, во втором страшно пугает Чацкий речами «карбонария», в третьем сам он ждет «разбоя и пожара»; поэтому со всей энергией, на которую способен, пытается спасти дочь и общество от «безумного вольтерьянца» Чацкого. Наконец, в финале, обнаружив дочь в сенях ночью, решает, что теперь уж разгадал все тайны и всему виной легкомысленность Софьи. Ф. так и не удается поймать нить интриги, но его место в сюжете этим, конечно, не определяется.

Ф. — теоретик и апологет «московского» образа жизни, воплощение той Москвы, которую с тех пор зовут фамусовской. Убеждения Ф. непоколебимы, ибо проверены поколениями. Он недоступен для чужих доводов и мыс-лей, не случайно Грибоедов вводит мотив «глухоты», случающейся с Ф. каждый раз в беседах с Чацким («Не слушаю! под суд! под суд!»). Линия взаимоотношений Чацкий — Ф. дополнена линией Ф. — Скалозуб: заинтересованность в последнем как возможном женихе Софьи проясняет понятия Ф. о сфере семейной жизни так же определенно, как и о сфере служебной. Чацкий их определяет как «страсть к мундиру». Юношу, «врага исканий», не требующего «ни мест, ни повышенья в чине», занимающегося наукой, Ф. не может признать, «ввести в свое семейство», потому что он воспринимает его как лицо антигосударственное, лично ему опасное. Для Ф. частное, «странное» — признак «разврата», требующий искоренения. Человека нужно посадить в клетку государственных мнений и оценок, лишить его возможности по-своему относиться к происходящему.

Желание черпать суждения из «забытых газет времен Очакова и покоренья Крыма» несовместимо с работой ума, «алчущего познаний», с увлечением «искусствами творческими». Следует отметить, что особенно страшным для Ф. является свойство Чацкого размышлять, не глядя «на старших», его привычка «свое суждение иметь» и выражать его свободно: «Что говорит! и говорит как пишет!» Умение мыслить воспитывается книгами, поэтому в момент кульминации Ф. выражает заветное: «уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь». Все, что несет в себе Чацкий, для Ф. — «чума», смертельная заразная болезнь, «безумие» целого поколения, от которого надо оградить и семью, и государство. Думая, что Софья объединилась с Чацким в желании обмануть его, Ф. объявляет: «...оглашу во весь народ. В Сенат подам, министрам, государю».

Определенность внутреннего «портрета», яркая живописность облика, типичность бытовых привычек — все это сделало образ Ф. особо привлекательным для актеров. Самые великие актеры играли эту роль на русской сцене: М.С. Щепкин (1831), И.В. Самарин (1864), А.П. Ленский (1887), В.Н. Давыдов (1886), К.С. Станиславский (1906, 1914), И.В. Ильинский (1963), М.И. Царев (1963), В.П. Полицеймако (1962), А.Д. Папанов (1975). 

 

Е.В. Юсим

Самое читаемое