Библиотека
Героиня романов Жорж Санд «Консуэло» (1842-1843) и «Графиня Рудольштадт» (1843-1844). Обладательница чудесного, чарующего голоса (артистический прототип — знаменитая певица Полина Виардо-Гарсиа), К., испанка по национальности, итальянка по воспитанию, цыганка по судьбе, воплощает тему художника-странника, вечного путника.
Сама К., конечно, не осознает собственную исключительность. Девочкой она смотрит на себя, как и ее жених Андзолетто, чужими глазами. Пятнадцати лет она кажется невнимательному глазу почти что уродливой в своей подростковой угловатости. Она хороша, только когда поет. Она совершенно лишена кокетства и тщеславия. Ее прирожденный артистизм и способность к мистификации, игре сочетаются в ней с принципиальной независимостью от общепринятого имиджа актрисы. Она, несмотря на явное внешнее обаяние и женственность, подчинила своему призванию женскую природу и освободилась от плена естественного предназначения жены и матери. Архетипически К. по восприятию окружающих — нимфа, лишенная лукавства и бессознательного демонизма, — светлая, целомудренная.
Традиционная для «романа-путешествия» авантюрность специфически формирует образ К., для которой дом — весь мир. Она всюду умеет находить для себя новое, таинственное, необъяснимое — в солнечной Венеции, в мрачном замке в Богемии, в прусской тюрьме. Она самая романтическая из героинь Жорж Санд, может быть, подлинно «романтическая героиня на все времена», но не в мелодраматически-сниженном, а в утонченно-духовном смысле. Она — существо особой породы, «сделана» из особого вещества, ее реальность — волшебный мир фантазий, призраков и прежде всего, конечно, музыки. В этом смысле она сопоставима с гофмановской донной Анной, способной жить только на сцене. По ходу сюжета в силу обстоятельств Консуэло вынуждена принимать разные имена, но значимы для ее судьбы два — Порпорина и Бертино. Порпорина (то есть «ученица Порпоры») символизирует ее предназначение искусству. Бертино («возлюбленная Альберта») — женскую судьбу, любовь и верность избравшему ее незаурядному человеку. Две эти ипостаси борются в К. до самого конца.
В искусстве для нее заключена истинная жизнь. Но драматизм героини Жорж Санд в том, что в частной жизни она по-своему «камерный» человек, и ей не так просто дается «дорога». Тем не менее движение для К.— ученицы идеолога художнической свободы маэстро Порпоры и верной подруги в странствиях юного Иосифа Гайдна — единственный способ существования, а «остановиться» означает «замереть» внутренне, что гибельно для подобных ей, как гибельна любая форма духовного закрепощения. К.— олицетворение принципиальной независимости художника, которому тесны любые рамки — дома, семьи, брака. Только музыка с самого начала, с детства — ее царство. Поэтому мужчины в ее жизни возникают вроде бы случайно: они просто оказываются рядом. Сначала Андзолетто, друг детства, коллега, жених «по привычке». Потом — Альберт. Дважды она колеблется в выборе между призванием и «нормальным счастьем». В ее итоговом выборе нет компромисса: только такой человек, как Альберт Рудольштадт, мистически одаренный человек духа, может годиться ей в спутники.
Лит.:
Обломиевский Д.Д. Жорж Санд // Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М., 1947. С. 292-321;
Marix-Spire T. George Sand et la musique. Paris, 1955;
Трескунов М. Жорж Санд. Л., 1976. С.101-132.
Т.Н. Суханова