Библиотека
БОРЗЫЙ – литературный персонаж повести «Гибель Борзого» М.Магауина, известного казахского прозаика, представителя поколения 60-70-х. В оригинале повесть называется «Тазының өлімі». Русский перевод повести осуществил известный казахстанский писатель Ю. Герт.
Преданность своему хозяину выказывает Лашын, персонаж повести М.Магауина. Повествование начинается с момента, когда Борзый приходит на холмик в степи и по запаху определяет место погребения своего хозяина. «Что-то знакомое , доброе чуялось в том запахе, - так, по крайне мере, борзому казалось.... Тазы был брезглив, тот запах вызывал в нем тошноту. Но здесь, у холмика, он ощущал другое. К запаху гниющего мяса примешивался явно улавливаемый чуткими ноздрями запах хозяина. Он лежит в этой земле!...». [6, 10]. От грустных раздумий о бывшем хозяине Лашын возвращается к прошлому, когда он впервые появился в его доме. Объектом авторского повествования становится внутренний мир Борзого. Окружающий мир представлен сквозь призму его ощущений, переживаний и представлений. «Как светел мир! Как просторен! А небо – до чего же оно красивое, высокое!». Прозванный Лашыном, щенок растет, развиваются его мускулы, страсть к бегу. «Лапы у него наливаются тяжестью, бежит щенок все медленней. Но хвост, мягко струящийся по воздуху, не уходит от него слишком далеко. Чужой, но приятный запах, остающийся в воздухе, будоражит щенка, раздувает в душе пламя непонятной страсти. Впитавшийся с кровью предков азарт охоты вновь подстегивает его, и щенок с еще большим остервенением пускается вдогонку за лисьим хвостом». [6, 12]. Вскоре из маленького щенка вырастает во взрослую собаку. «Лашыну исполнилось шесть месяцев, он вытянулся, покрупнел и стал походить на взрослую собаку. К этому времени он постиг, что в жизни и обычаях его хозяев, да и не только хозяев, а вообще двуногих существ есть немало такого, что ему не под силу объяснить». Подобно человеку, животное наблюдает за происходящими вокруг событиями, размышляет о превратностях судьбы. Чем более удивительным представляется ему мир людей, тем более загадочным оказывается его собственное происхождение . «Откуда я пришел, кто я, куда иду?...». И однажды герой постигает одну истину: « ...есть на свете обладатель могущественных, всепобеждающих сил. Повелевая ими, он может все, чего захочет. Имя этому повелителю – человек». [6, 15].
Литература
Трессиддер Д. Словарь символов: пер. с англ. С.Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.
Казаков Ю. Ночь. Рассказы. Алматы, 2002. – 456 с.
Астафьев В. Последний поклон: Повесть. – изд. доп.и испр. в 2 т. Т.1. Кн.1. Кн.2. – М.: Мол.гвардия, 1989.
Думбадзе Н. В. Избранное: в 2-х т. /Пер. с груз. З.Ахвледиани; - Т.2. Закон вечности. – М., 1981. – 336 с.
Ауэзов М. Повести и рассказы. Перевод с казахского. А-А: Жалын, 1984. – 512 с.
Магауин М. Голубое марево. Роман. Повести. Рассказы. М.: Известия, 1985. – 560 с.
Муратбеков С. Дикая яблоня. Рассказы и повесть. М., 1979. - 349 с.