Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
Абылхан Кастеев. Доение кобылиц...

13.06.2022 8183

Абылхан Кастеев. Доение кобылиц 12+

Абылхан Кастеев. Доение кобылиц - adebiportal.kz

Одно из ранних произведений Абылхана Кастеева, основоположника национальной художественной школы, помогает понять особенности мировидения мастера. На долю первых художников Казахстана выпала миссия, связанная с живописным освоением национальной картины мира, воссозданием нового пространства во всех измерениях. А.Кастеев в этом пейзаже демонстрирует всеобъемлющее эпическое созерцание. Живописец смотрит на родной мир в двойном ракурсе. С одной стороны, как художник, ориентирующийся на реалистическую русскую живопись и воспроизводящий конкретные приметы той или иной местности. Одновременно он показывает «свое» пространство, опираясь на совершенно иные традиции и корни, переиначивающие пейзаж согласно мифологической модели восприятия мира. Используя предварительные зарисовки, художник воспроизводит сценку доения кобылиц, а фоном делает грандиозную панораму, которую, находясь в точке наблюдения за происходящим на первом плане, мы не сможем увидеть.

Мастер часто пользовался этим приемом соединения выхваченного из будней казахского аула фрагмента и сочиненного пейзажа. Фризовые композиции – лошади и люди, юрты и небо – располагаются ярусами, одна над другой, и все вместе образуют единую модель мироздания. Дальний пейзаж в отличие от непосредственно увиденного мотива лишается всего случайного и строится по законам гармонического равновесия и общей символической функции. Ровная цепочка юрт и повторяющийся орнаментальный завиток облаков слагаются в некий небесный узор, заставляя воспринимать пейзаж как «картину в картине», которая построена по собственным законам и носит более условный, декоративный характер.

Художник не был погружен в быт, не склонен был писать со вкусом сделанные живописные сценки из народной жизни. Любая трудовая деятельность у Кастеева приравнивается к масштабным событиям, лишенным бытовой подоплеки. Повседневные хлопоты людей на переднем плане явлены сквозь призму ритуальных жестов. Женщина доит лошадей с торжественной сосредоточенностью участницы сотворения мира. Общее состояние созерцательности и погруженности в тишину отвергает сиюминутность, точную временную характеристику. Аульный уклад приобретает возвышенно-наивный характер идиллии, ностальгии по золотому веку.

Кастеев, «монтируя» реальные впечатления вместе с идеальны-ми видами, тяготел к передаче общего ритуального состояния в полотне. Напоминание о привычных природных ритмах, обращение к почвенным слоям, проговаривание заветных истин, связанных с родным очагом и гармоничным существованием человека в жизненном потоке, давало толчок к дальнейшему процессу осознания собственной национальной значимости и самоутверждения.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.