Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
Беседа о литературе
Без диалога не стоит даже двигаться дальше...

05.08.2018 3336

Без диалога не стоит даже двигаться дальше

Без диалога не стоит даже двигаться дальше - adebiportal.kz

Мы продолжаем нашу беседу о детской литературе. Давайте сразу перейдем к следующему вопросу. Думаю, этот вопрос интересует многих родителей. Как развить и удержать интерес к чтению в раннем возрасте?

 

 

Аделия Амраева:

- Читать самим и не трогать ребенка. Ребенок потянется сам, если читают родители.

 

Ксения Рогожникова:

- Да, личным примером, согласна. Но, помимо личного примера есть еще пара практических шагов, которые можно предпринять, и которые хорошо работают в этом направлении. Первое - устраивайте дома чтения вслух. Выделите хотя бы один час в неделю, соберитесь всей семьей вместе и читайте какую-нибудь хорошую книгу, подходящую вашим детям по возрасту вслух. Второе - обсуждайте прочитанное с детьми. Разговаривайте на темы, затронутые в книгах. Третье - раз уж наши дети такие "оцифрованные" и буквально родившиеся с гаджетами в руках, попробуйте установить им на телефоны подписки на соответствующие ресурсы - Букмейт и аналоги. Там вы будете видеть, сколько книг прочитал ребенок и чем он интересуется. И исходя из этого уже Четвертое - дарите ребенку книги. Именно такие, какие он хочет читать, а не те, которые хотите вы. 

 

Что думают другие участники по этому поводу? Пока ждем ответы, напишу следующий вопрос, для размышления ))) Каковы, как вы думаете, критерии хорошего романа для подростков?

 

Елена Клепикова:

- Добрый вечер всем:-)! Как приучить ребенка читать: с младенчества читать ребенку на ночь хорошие книги. И днем иногда читать, а лучше смотреть книги с картинками. Если ребенок видит дома книги и читающих родителей, которые за книгой НЕ прячутся, а в любой момент готовы почитать (детские книги) с ребенком, то он будет воспринимать это как данность. И читать, читать, читать... А родители со временем будут ребенку говорить, хоть бы на улицу погулять сходил. 

 

Светлана Познякова:

- Предыдущие докладчики)) так все хорошо объяснили, что я к ним просто с удовольствием присоединюсь. Добавлю только, что большинство детей с удовольствием сочиняют. Пишут стихи, эссе, романы (роман обычно помирает на третьей странице))) И не факт, что они при этом читают. Но зато в этот момент легко перебросить мостик к другим книгам, к произведениям со схожей идеей, сюжетом.

 

 

Айгерим Раимбекова:

- Критерии хорошего романа для подростков? По мне так это - тот, который подростки будут читать 

 

Светлана Познякова:

- Разовью мысль Айгерим, можно? Роман - крупная форма. Что удержит подростка, у которого уроки, тренировки, общение с друзьями, семьей, шквал информации на протяжении 500-700 страниц? История, в которой есть герой, с которым с ходу можно ассоциировать себя. Проблема, ситуация, сходная с той, которую сейчас "проходит", проживает читатель. Эмоции, которые можно пережить с этим романом. Часто те эмоции, которые считаются плохими. Злость, огорчение, страх. История, сюжет, от которого не оторвешься. Гарри Поттер или Хроники Нарнии в этом отношении - весьма показательный пример. Романы Рика Риордана для подростков - тоже.

 

Айгерим Раимбекова:

- Я бы не смогла лучше сформулировать. Да, согласна.

 

Светлана Познякова:

- Повести Веркина "Облачный полк", "Кошки ходят поперек" "Мой друг апрель" - тоже. Повести Дарьи Доцук - тоже. Да что далеко ходить "Футбольное поле" Аделии. Конфликт между сыном и мамой, кто его не переживал? Непростые взаимоотношения со сверстниками - все через это проходили. Плюс абсолютно узнаваемые ситуации, плюс язык мальчишки, не стилизация, а именно живая речь подростка. А для алматинцев еще и свой город. Еще и композиция выстроена по элементам футбольного матча.

 

Айгерим, расскажите нам про свой проект "Чтение во дворах". Как вы все придумали, как сейчас все проходит и вообще всю суть этого проекта?

 

 

Айгерим Раимбекова:

- На самом деле, я не могу назвать этот проект моим, потому что его идея принадлежала Алесе Нугаевой, основателю проекта "ЭТО_двор". Первый раз мы провели чтения в 2016 году. Алеся с командой и детьми благоустраивали дворы, а на завершающий вечер звали меня. Мы читали с детьми, обсуждали истории и просто хорошо проводили время. В 2017 Алеся позвала меня в Театр Соседей, в Тастаке.

Потом моя подруга предложила у них во дворе провести такой вечер. Я, естественно, не могла отказать. К моему удивлениею на те чтения собралось около 30 детей, не считая родителей. Это были самые массовые чтения на сегодня.

В этом году я решила попробовать собрать дворы сама. Проект называется "Волшебный мир Мизам". Мне нравится читать детям. Ну и к слову о заинтересовать, это один из способов. По мне детская книга - это способ провести совместно досуг, в первую очередь, а потом уже всё остальное.

Сейчас я собираю заявки, составляю расписание. Со среды уже приступлю к чтениям. 

 

Отлично, удачи вам! А какие книги вы читаете в данном проекте?

 

Айгерим Раимбекова:

- Спасибо большое. Читаем свои книги. "Казахстанские Сказки" Юрия Серебрянского, например. "Нестрашные Истории" Катерины Рагозиной. В эту среду будем читать нашу любимую серию про Мизам, в которой Светлана тоже приняла участие.

 

Елена Клепикова:

- Отличный проект, правильный, нужный.

 

Айгерим Раимбекова:

- Спасибо, Елена.

 

 

Елена Клепикова:

- Это вам спасибо, Айгерим )))

А что касается критериев хорошего подросткового романа... Каковы критерии любого хорошего текста от краткой притчи до многотомной эпопеи: честность автора перед читателем и интрига. Та струна, умелая игра на которой будет организовывать и двигать сюжет и, соответственно, держать читателя.

 

Ксения Рогожникова:

- Как хорошо отвечать последней ))) все уже так хорошо высказались, что можно просто присоединиться. 
Если серьезно - вопрос обширный и многоплановый. Тут одним быстрым рецептом не отделаешься. Этот вопрос стоит отдельной статьи...
Ведь подростки - тоже все разные. Во-первых, по гендерному признаку: мальчики и девочки. Мальчики любят одно, девочки - другое. Поэтому и секреты написания хорошего романа для одних и для других - будут отличаться. И в этих гендерных группах дети тоже разные. Кто-то любит детективы, кто-то ужастики, кто-то фантастику... Все это тоже задает новые критерии интересного романа.
Но если вкратце, брать какие-то общие вещи, лежащие на поверхности, то это: незатянутое повествование, индвидуальный авторский стиль, хорошая динамика, живые диалоги и интересные персонажи.

 

Айгерим Раимбекова:

- А давайте про диалоги в повествовании поговорим. Если вы не против. Что на ваш взгляд их делает живыми? Судя по рукописям, которые я вижу периодически, именно в диалогах часто загвоздка. Как только персонаж начинает говорить, он становится "кукольным". Не всегда, но часто.

 

 

Светлана Познякова:

- Айгерим, что значит "кукольным"? Ненастоящим?

 

Айгерим Раимбекова:

- Да, неживым.

 

Светлана Познякова:

- Это прям мистика ))) Диалоги и полилоги учат писать на любых литературных курсах, а тем более в литературных школах. Речь героя начинается с его образа, с его наполненности живой кровью и мыслями, которые у автора по идее на бумаге черновой или в голове есть. Строй речи, стиль, языковые особенности отсюда уже идут. Для тренировки даже упражнения специальные есть, когда надо только с помощью реплик диалога дать ситуацию, сюжет, да еще так, чтобы мы поняли, кто разговаривает и легко могли отличить реплики беседующих. В ОЛША такое упражнение прям на первом курсе студентам дается.

 

Айгерим Раимбекова:

- Для меня да, тоже мистика. Но судя по многочисленным рукописям (не всем, опять же) именно в диалогах у нас самая большая загвоздка.

 

Светлана Познякова:

- То есть, они все на "один голос", и это голос автора ))) Есть еще один момент - диалог нужен тогда, когда он нужен - по логике, по развитию действия, по эмоции, а не просто дырку заткнуть.

 

Айгерим Раимбекова:

- Да, все на один голос. или слишком рафинированный - исходящий из представления автора о том, как такой персонаж разговаривает, а не "изнутри" персонажа.

 

Светлана Познякова:

- А, кажется, начинаю понимать, в чем тут дело. Я как-то, чтобы формы не терять, приняла участие в писательском марафоне от Быкова. Ну, от Быкова там были только нарезки видюшек, а тексты участники друг у друга читали и по мере разумения и настроения давали обратную связь. Помню возмущение одной пишбарышни, которую просто покоробили просторечные реплики моего персонажа. А он так разговаривает! Он орбитовский пацан, и время - 90 годы. "Мы должны демонстрировать читателям правильный литературный язык! А у вас что? Как можно такое в литературном произведении?" - наставительно написала мне барышня))) После чего для меня был снят вопрос: читает ли барышня современную литературу. Да и классики золотого века просторечиями отнюдь не брезговали. Аж захотелось снова уткнуться в Гоголя))) Чехова вот только перечитала.

 

Айгерим Раимбекова:

- "Мы должны демонстрировать читателям правильный литературный язык! А у вас что? Как можно такое в литературном произведении?" - наставительно написала мне барышня))) дадада. Отчасти именно в этом, я думаю и корень. Вроде как в общественном сознании писательское ремесло - глубоко интеллектуально, а посему не следует писателям просторечиями героев наполнять. Мы уже частично это обсудили, когда говорили о том, как "приучить" детей к чтению.

 

Светлана Познякова:

- Надо было в пишбарышню кинуться "И начала мне ейной мордой в харю тыкать", да чет времени пожалела. Читать надо. Разговоры вокруг слушать надо. Вот где живое слово.

 

Айгерим Раимбекова:

- Книги и литература почему-то часто становятся на пьедестал в головах у людей. И от этого литература становится не живой. А любое искусство ИМХО должно жить.

 

Светлана Познякова:

- Да.

 

 

Ксения Рогожникова:

- Ух, как волнует тема диалога наши умы. Диалоги - часто "держат" текст и удерживают внимание читателя. Как бы прверхностно мы не читали текст, по диагонали, пропуская целые абзацы - взгляд всегда задержится на репликах героев. Потому что диалог - это конфликт, в первую очередь, а конфликт это то, что развивает повествование. Если диалог скучен, то, значит, и от остального повествования можно ничего интересного не ждать.
Поэтому, да, спасибо вам, Света, что рассказали о нашем "задании на диалог" в Литшколе. По мне, так это одно из самых важных заданий. И мы с Еленой, как руководители семинара все время настаиваем на выполнении этого задания, без диалога не стоит даже двигаться дальше в писательском мастерстве.

 

Айгерим Раимбекова:

- Спасибо, Ксения, Елена и Светлана за ваш труд ) и важное дело, что вы делаете.

 

Ксения Рогожникова:

- Благодарю, Айгерим!

 

Добрый день! Сегодня последний день нашей беседы и вот последние вопросы:

1) Можете ли вы назвать 5 самых удачных, на ваш взгляд романов для подростков?

2) Какие советы вы могли бы дать молодым детским писателям? Как научиться писать хорошо?

 

Елена Клепикова:

Добрый вечер всем!

Ответ на первый вопрос (на возраст 10-16):

1. В.Каверин "Два капитана";

2. Пантелеев/Белых "Республика ШКИД";

3. Майн Рид "Всадник без головы";

4. А.Дюма "Три мушкетера";

5. М.Булгаков "Мастер и Маргарита".

Почему именно эти: концентрация вечных тем - честь, верность, дружба, любовь. От себя еще добавила бы А.Конан Дойля "Записки о Шерлоке Холмсе" - концентрация разума.

Советы начинающим писателям: 1. Читать, читать и читать; 2. Учиться, учиться и учиться.

 

Светлана Познякова:

- Балнур, доброе утро. А это критично - именно романы назвать? И кстати, почему именно романы?

 

Ок, давайте тогда слово романы заменим на произведения

 

Светлана Познякова:

- Спасибо. Выбрать пять - это прям убиться апстенку - схитрю, для детей:

1. Эдуард Успенский «Поучительные рассказы про мальчика Яшу»;

2. Анне Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик»;

3. Александр Пушкин "Сказки";

4. Виктор Драгунский «Денискины рассказы»;

5. Ксения Драгунская "Вспоминания".

Для подростков:

1. Кэтрин Патерсон «Мост в Теравифию»;

2. Харпер Ли «Убить пересмешника»;

3. Джоан Роулинг "Сага о Гарри Поттере";

4. Терри Пратчетт "Цикл о Плоском мире;

5. Туве Янссон все произведения, а особенно "Волшебная зима" - это зеркальное отражение мира подростка и "Летняя книга".

6. А еще "Ковер-самолет" Крапивина А.

7. Еще "Тайна ведьмы Урсулы" нашей казахстанской прекрасной писательницы Тони Шипулиной

8. А еще Артур Гиваргизов «Контрольный диктант и древнегреческая трагедия» - блистательный театр абсурда, а еще... )))

 

Светлана Познякова:

- Нет, не удержусь! Юрий Коваль "Полынные сказки" и стихи для детей, "САмая легкая лодка в мире", "Чистый дор", "Листобой" и "Приключения Васи Куролесова" для подростков. Кстати недавно вышло переиздание Коваля в России с прекрасными иллюстрациями и комментариями.

Совет молодым писателям? Писать)) Писать, давать написанное читать разным читателям, не называя автора, получать обратную связь, потихоньку учиться редактировать, благо соответствующих курсов, как гуталину. Если вы в Алматы - поступайте в ОЛША, открытую литературную школу. Там прекрасные лекции и семинары, там профессиональная обратная связь, там научение писательским приемам, там стимул, там питательная среда.

 

Ксения Рогожникова:

- Итак, лучшие произведения для подростков, наш совместный список с моим сыном-подростком Владиславом:

1. Михаэль Энде "Бесконечная история";

2. Рэй Брэдбери "Вино из одуванчиков";

3. Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания";

4. Владислав Крапивин "Голубятня на желтой поляне";

5. Братья Стругацкие "Пикник на обочине";

6. Сэлинджер "Девять рассказов", "Над пропастью во ржи";

7. Стивен Кинг "Кладбище домашних животных";

8. Кир Булычев "Поселок";

9. Джейн Остин "Гордость и предубеждение";

10. Жаклин Уилсон "Девочка-находка".

Что касается советов молодым писателям, Елена и Светлана уже насоветовали много всего хорошего-полезного. Я бы прибавила только одно - помнить себя подростком и помнить, что именно вам нравилось читать, и попробовать написать такую повесть, которая понравилась бы вам самому в подростковом возрасте...

 

Аделия Амраева:

По книгам:

1. Трилогия "Властелин колец", Дж. Р. Р. Толкин;

2. "Книжный вор", Маркус Зузак;

3. "Мальчик А", Джонатан Тригелл;

4. "Голос монстра", Патрик Несс;

5. "Oh, boy!", Мари-Од Мюрай.

Совет простой: чувствовать, слышать и слушать.

 

Думаю, в этой беседе было сказано очень много полезного. Особенно для родителей. Мы очень надеемся, что вы воспользетесь этими советами. Лично я, уже начала читать сказки своему сыну. И знаете, что самое удивительное, он внимательно слушает. Думаю ему нравится )))

Отличная была беседа. Хочу поблагодарить всех участников, большое вам спасибо за активное участие. За то, что уделили свое золотое время. Желаю вам семейного благополучия и творческих успехов!


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.