Прошедший недавно в Астане Международный конгресс чтения «Культура чтения в современном мире» стал дискуссионной площадкой по продвижению опыта в области публикации новых книг, повышения читательской культуры.
Воспользовавшись интересным поводом, посвященным литературе чтению в современном мире, в Астану приехали специалисты по маркетинговым коммуникациям, блогеры Ержан Рашев и Бейбит Алибеков. Они презентовали недавно вышедшую книгу «Человек на балконе», выступили по поводу меняющейся тенденции в современном мире в ХХI веке, как литература сегодня достигает своего читателя с развитием современных средств коммуникаций, социальных сетей, которыми пользуются все больше людей во всем мире.
Ержан Рашев честно признался, что не считает себя писателем или литератором. У него есть определенные познания и умения в сфере именно современных средств коммуникаций, интернета, социальных сетей (Facebook, Instagram, Telegram, Youtube и так далее).
- Со мной произошла интересная история. В конце 2017 года, на одном из своих каналов социальных сетей я начал выкладывать небольшие заметки, главы из собственного дневника, которые я писал 6-7 лет назад для того, чтобы привлечь дополнительную аудиторию. Это делалось для того, чтобы расширить собственные каналы коммуникаций в социальных сетях. Как таковой цели издать книгу, написать книгу передо мной не стояло. В итоге, эти записки достигли определенной популярности у аудитории, которая уже посредством социальных сетей начала просить меня о том, чтобы издать книгу на бумаге.
Много слов сказано по поводу важности литературы в современном мире и о том, что нам надо продвигать книги, о том, что молодежь больше не читает и о том, что все меньше и меньше молодых людей, школьников и студентов обращают внимание на печатные тексты и так далее. Я с этими тезисами не соглашусь. Я увидел на собственном опыте - у молодежи, особенно у пользователей социальных сетей и средств коммуникаций, огромный спрос на тексты, качественный текстовой контент. Это может быть бизнес-литература, художественная литература, автобиографии и так далее. Конкретно в моем случае произошел такой обратный эффект: от текстов в социальных сетях на Facebook, Instagram мы пришли к печатному изданию и благодаря именно спросу, существующему в социальных сетях, мы решили эту книгу издать и издали успешно. На сегодняшний день распродали практически весь тираж, опять-таки благодаря современным средствам коммуникаций.
Не нужно думать, что молодежь не хочет читать. Она очень хочет читать, но у современной молодежи, в том числе и в Казахстане, есть определенные запросы по поводу качества литературы. Конечно мы не можем игнорировать доступ молодежи к абсолютно всем произведениям в мире благодаря интернету и социальным сетям. Мне кажется, что молодые люди в Казахстане сегодня имеют доступ и к западной литературе, и к восточной, и к современной литературе различного формата, графические романы, комиксы и так далее.
Для того, чтобы развивать литературу в Казахстане, для того чтобы развивать печатное слово в Казахстане нам нужно делать конкурентоспособный продукт, который сможет конкурировать с глобальными игроками, в том числе с западными игроками с точки зрения подачи информации, актуальности этой информации, насколько она сегодня удовлетворяет интересы современной молодежи.
На мой взгляд, сегодня в Казахстане достаточно исторических романов, достаточно литературы о нашем прошлом. Людям хочется читать о их сегодняшней жизни, школьникам хочется читать о современной жизни казахстанских школьников, студентам хочется читать о современной жизни в казахстанских университетах. Сегодняшней молодежи интересны блогеры, Instagram-звезды, современные музыканты, рэп-исполнители, рок-звезды и так далее. Я ощущаю недостаток именно такого рода контента и сейчас молодежь находит этот контент в основном в социальных сетях Instagram, где они находят для себя новых кумиров, создают новых идолов. Не могу сказать, что это плохая тенденция, но я считаю, что, если мы создадим несколько примеров современной казахстанской прозы, поэзии, которое будет говорить не о нашем великом прошлом, а о сегодняшней жизни и о том, что нас ждет в будущем, эти произведения смогут удовлетворить те самые потребности, интересы казахстанской молодежи. В том числе со своей стороны я попытался эти интересы удовлетворить в книге «Человек на балконе». Не буду рассказывать сюжет, вы все сможете с ней ознакомиться в ближайшем будущем.
Разговор продолжил известный казахстанский издатель Бейбит Алибеков. Он считает, что ключевая проблема для многих издателей книг в Казахстане - это отсутствие нормального издательства.
- Даже у моего друга Ержана Рашева, казалось бы успешного парня, всегда модно одетого, нет представления о том, как вести, как выпустить, к каким редакторам обратиться за помощью и так далее. Так как он мой друг, мы начали делать research. На рынке нет как таковых игроков, которые занимаются издательством молодых современных авторов, через которых можно донести какие-то нравственные ценности. Многие классики доносятся посредством Ержана, который много читает. Молодежь сейчас не может много читать, но донести идеи через молодых, хорошо пишущих авторов, а эти люди в Казахстане есть, они пишут на двух языках, можно. У них просто нет выхода.
Мы выпускаем много разных, модных журналов и прочую печатную продукцию. Для нас не составило труда выпустить книгу, не стоило труда применить модную дистрибуцию. Можно купить книгу не только в сети «Меломан», но и в кафе, можно получить их в каких-то модных магазинах и так далее.
Если смотреть с точки зрения бизнеса, то нам понравился опыт с Ержаном – мы заработали денег. Сейчас мы готовим к выпуску еще 4 книги, они в разработке. Мы верим в их коммерческий успех. Правда, рынок Казахстана очень мал. У нас есть рынок двух городов, Алматы и немного Астаны, и совсем немножко рынок других городов Казахстана. Главное - есть доставка, очень хорошо работает «Казпочта».
Мы призываем, просим молодых авторов приходить к нам с интересными книгами, мы поможем с изданием на той базе, которая у нас есть.
Сейчас в любом книжном магазине есть книги казахских, казахоязычных авторов, таких, как Баян Максаткызы, Ляйля Султанкызы и так далее. Они создают тот продукт, который на сегодняшний день востребован, они продаются огромными тиражами. Наверно проблема не в том, что наши люди не читают наших авторов, а в том, что есть конкуренция, есть рынок и на этом рынке пока что побеждают те люди, которые сейчас наиболее интересны.
Маркетинг на сегодня является ключевым инструментом. На сегодняшний день казахский язык, к сожалению, для рынка нельзя назвать маркетингово успешным. Такие персонажи как Баян Максаткызы, которые неоднозначно оценены публикой, все равно хорошо продаются. Весь тираж, который у нее остался – это тираж 2000 экземпляров именно на казахском языке. Но мы пока не можем добиться того, чтобы книги на казахском языке хорошо продавались. Мы делали анализ рынка и пока еще не готовы выпускать на казахском. Единственное, что мы сейчас делаем, это переводы западных авторов по Time management, по бизнесу. Потому что на казахском языке нет бизнес-литературы.
Проблема контента. Для меня и для многих сегодняшних потребителей контента в социальных сетях ключевым фактором является искренность. Мне нравится читать блогеров, авторов текстов, видеоблогеров, фотоблогеров, разных людей, работающих в абсолютно разных форматах, но искренних, которые рассказывают истории правдиво и от чистого сердца. Сейчас идет основная фильтрация контента в социальных сетях, молодые люди очень быстро чувствуют фальшь, притворство, фейковость. Сейчас идет большое разделение в журналистике между новостями и фейковыми новостями, в том числе и в контенте. Побеждают те, кто искренне рассказывают свои истории, какие-то личные переживания или может быть просто описывают личные истории жизни, но делают это честно и от чистого сердца. Я думаю, в этом и заключается основная ключевая опора и молодежь очень чувствительна к этому и в музыке, и в литературе, и в кино, и в других сферах искусства.
Что касается моды, то конечно каждая эпоха привносит своих героев, свой стиль и в одежде, и в искусстве, и в литературе. Мода меняется, искренность остается. В последнее время мы часто наблюдаем моду на использование нецензурной лексики. Она также присутствует и в моей книге. Не скажу, что это была дань моде, просто я посчитал, что для меня лучше самовыразиться и сделать это искренне. Но эта мода пройдет и может быть следующее поколение уже не будет материться совсем и это нормальный процесс. это новое явление, когда блогер издает книгу. Это интересно тем людям, которые изучают классическую литературу, современную классику. Это касается новой тенденции. Мы должны ее читать, мы должны ее изучать, исследовать. В визуальную эпоху большие тексты читают только в случае необходимости.
Книга вышла буквально несколько месяцев назад, и я как автор, не совсем осознал свои эмоции и не совсем все пережил и думать о второй книге, о третьей книге кажется еще рано. Хотелось бы посмотреть, чем закончится эта история, какой будет отклик в обществе и будет ли запрос на следующую книгу. Творчество нельзя запланировать как в бизнесе, менеджменте и политике. Мы пока находимся под впечатлением от первой книги.
Это личная, достаточно интимная история, которая имеет продолжение в жизни. Жизнь подаст какой-то знак, сигнал, что нужно продолжение, что читателю будет интересно прочитать продолжение этой истории.
«Самое главное - маркетинг». Если новому поколению нравятся кофейни, мы начали продавать в кофейнях. Если им нравятся классные мероприятия мы пошли туда. Мы договорились с брендами, начали работать на их территории, стали дарить книги в подарок.
Книгоиздательство в Казахстане действительно растает и все больше людей хотят выпустить книги. В России в «Ленинке» проводят шикарные мероприятия, презентации, а покупателю в подарок - читательский билет. Почему бы в Казахстане не позволить в библиотеках сделать красивое, классное, модное мероприятие, а у входа подарить читательский билет?
В заключении Ержан повторил, что он не считает себя писателем, больше блогер, больше человек интернета и социальных сетей.
- Для меня важно было показать пример молодым ребятам, которые пишут, которые креативят, что-то создают - в Казахстане можно на свои деньги издать книжку, издать ее успешно, хорошо продать, получить определенный резонанс. Я надеюсь, что вырастет новое поколение ребят, которые сейчас учатся в школе и университете, которые верят в себя, у нас появится новое поколение прекрасных, настоящих писателей!
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.