Джой уважал и даже немного побаивался старого хозяина. Тот был постоянно занят и редко играл с Джоем. При встрече он просто легонько трепал по шёрстке и требовал дать Джою косточку повкуснее. От старого хозяина всегда пахло табаком. Поэтому Джой щурил глаза и старался пореже вдыхать, когда старый хозяин был рядом. Про себя Джой прозвал его «Дымноусый».Но если ночью плохо спалось, то стоило представить, что Дымноусый рядом, как Джой почему-то сразу успокаивался и крепко засыпал.
Молодой хозяин любил Джоя и других обитателей их двора. От молодого хозяина, «Лучика», как звали его домашние, пахло слабостью и нездоровьем. Джой жалел Лучика и старался лишний раз не огорчать его, всегда отзывался на его предложения поиграть или побегать по двору. Но это было редко. Чаще Лучик лежал в постели и только вяло махал Джою и коту Котьке, чтоб они не уходили по своим делам, а посидели еще немножко с ним.
Джой недолюбливал Котьку за его наглое поведение. Котька вечно норовил обставить Джоя и первым залезть на кровать к Лучику, перед сном. На кровати втроем было тесновато. В таких случаях Лучик виновато улыбался Джою и говорил, разводя руками: «Ну, брат, извини, Котька опять первый успел!» Он ласково трепал Джоя между ушами и добавлял: «А ты ложись-ка к нам под кровать! Будешь нашим караульным!»
Джой понимал, что на Лучика нельзя сердиться (а только на хитрого Котьку), и смиренно вильнув хвостиком, укладывался под кроватью, в ногах.
Когда Лучик болел, его мать, хозяйка дома, высокая дородная женщина (Дымноусый ласково звал её «мое Солнышко»), заходила, садилась на стульчик рядом с кроватью и читала Лучику тоненькие книжки, подробно объясняя каждую картинку или новое слово.
***
У Лучика было четыре сестры – все постарше его.
Две самые старшие, совсем уже девушки, редко бывали днем дома, в основном проводили время в лазарете. Когда они заходили в комнату к Лучику, то Джой морщился: от старших сестер тянуло неприятным больничным духом: карболкой, хлороформом, йодом,пропитанными гноем и кровью бинтами. Они быстро говорили, спрашивали и переспрашивали, громко смеялись,гладили и тормошили Лучика, Джоя и Котьку ласковыми теплыми сильными руками. Лучик в ответ хохотал и старался ущипнуть или пощекотать сестер. Джой терпеливо и молча выдерживал все их прикосновения, а Котька жмурился и мурлыкал. Затем сестры уходили к себе, потому что было уже поздно.
Две сестры помладше проводили дома больше времени. Они обычно приходили к Лучику по утрам - попроведать. Если Лучик болел, то они, повздыхав, шли к себе – играть между собой. У младшей из них, по прозвищу «Кубышка» из-за её комплекции, тоже был пёсик – маленький Джимми. Джой не особенно уважал Джимми за то, что тот водится с девчачьей компанией, но, когда они встречались во дворе, позволял тому обнюхивать себя и снисходил иногда до совместных игр.
Собственных сестричек и братишек Джой уже совсем не помнил, равно как и родителей. Поэтому семью Лучика Джой считал своей родной и единственной.
***
Когда Лучик выздоравливал, то после занятий с учителями он брал Джояс собой и еще Котьку, если Котька не убегал лазить по крышам и подвалам, и все вместе они шли на конюшню. Там жил их общий приятель, старый осёл Ванька, бывший циркач. Ванька умел всё или почти всё, что должен уметь цирковой артист звериного сословия. Он выполнял любые поклоны, приседы и танцевальные движения, бегал по кругу, изображал издохшую лошадь и делал другие интересные трюки. Мог гонять мячик по двору, как заправский футболист, толкая его копытами и отбивая головой. Куриное яйцо Ванька поднимал одними зубами с земли или лавки и, не разбив переносил на другое место. Также он умел считать до десяти. Ванька был ужасно охоч до сладостей и всех приходивших к нему обычно обыскивал, залезая мордой в карманы и ловко выворачивая их наружу. Ванькины гости смеялись и сразу отдавали ему всё, что было у них припрятано.
Лучик оченьлюбил, когда Ванька возил его в тележке или на санках.
Джой относился к Ваньке с большим почтением за его недюжинную силу,солидный жизненный опыт и полное понимание непростой собачьей жизни.
***
Однажды Лучик ушел на конюшню без Джоя и вскоре вернулся оттуда зарёванный. Джой ринулся на конюшню, выяснить, в чем дело. Но там вместо знакомых жеребцов и кобыл стояли, переминаясь ифыркая, какие-то совсем неизвестные Джою лошади. И Ваньки тоже не было.
Джой решил проверить все места, где могли выгуливать Ваньку. Но того нигде не оказалось. Везде ходили, оглушительносморкаясь, какие-то чужие люди в папахах и шинелях. Когда они окликали Джоя, то Джой, приученный не лаять и не огрызаться, спокойно подходил к ним на безопасное для себя расстояние и, пару раз помахав из вежливости хвостиком, беспрепятственно бежал дальше. От этих людей пахло давно немытым телом, махоркой и семечками. Джой не любил подобные запахи, но не подавал виду, так как был хорошо воспитан.
На другой день Лучиксильно заболел. Слегли и все его сестры, и даже их мама Солнышко. Все домашние ходили тихо. Оглядываясь по сторонам, расстроенно шептались. До Джоя никому не было дела. Прислуга выпускала Джоя во двор, когда он просился. Но Джой гулял один, потому что Джимми все время проводил рядом с захворавшимидевочками, а Котька играть вместе решительно отказывался, уходя в очередной рейд по своим излюбленным местам.В один день Котька ушёл и больше домой не вернулся.
***
Последний годстарый хозяин был в разъездах. Иногда бывало, что заезжал на полдня. Степенно проходил по комнатам, всех обнимая и целуя, поглаживая по голове. Обедал с близкими, прощался и уезжал опять. Уехав в последний раз, он отсутствовал очень долго.
Джой даже стал сомневаться, что Дымноусый вообще приедет.
Но в один из промозглых весенних дней Дымноусый неожиданно вернулся, весь пропахший вагонной пылью и ружейной смазкой.
Джой обрадовался старому хозяину и побежал к нему сразу, как узнал. Но тот только сказал: «Привет!» и прошел в дом, не остановившись. Выглядел онрасстроенным.
Джой пошел за ним, держась немного позади, и уже хотел войти в гостиную вслед за Дымноусым, но был остановлен слугами.
Обиженно забившись под лавку в коридоре, Джой углубился в грустные размышления о происходивших невиданных переменах, и не заметил, как скоро задремал.
***
Прошла весна.
Старый хозяин почти не выходил из дома, даже в приятные летние вечера. Возле двери в его кабинет постоянно стояли чужие люди, сменяясь по нескольку раз в день. У каждого за спиной – ружья, похожие на те, что лежали раньше в кабинете Дымноусого в металлическом шкапчике. Только к этим ружьям были прикреплены узкие стальные острия, пугавшие Джоя своей длиной и грифельно-серым холодным блеском.Еще много чужих людейс ружьями Джой теперь видел во дворе и вокруг дома.
Своих людей в доме заметно поубавилось. Остались только несколько преданных слуг и верных друзей семьи.
Еды тоже стало меньше, и она уже не была такой разнообразной.
Зато Лучик окреп за лето, почувствовал себя заметно лучше. Он часто играл с Джоем и Котькой во дворе. У старших сестер тоже появилась собачка –Ортипо, томная бульдожка черной масти. Сестры помладше - Кубышка и Маша (все её звали просто «Машка») - выводили во двор маленького Джимми.
Джой быстро подружился с Ортипо. Они часто бегали вместе по двору и его окрестностям, находили разные вкусные и интересные вещи, которые честно делились пополам.
Так незаметно пробежало лето.
***
Однажды,прохладной августовской ночью все дома не спали. Домочадцы, кроме Лучика, укладывали одежду, книги, утварь и другие вещи в чемоданы, мешки и коробки, увязывали в тюки. Джоя, Ортипо и Джимми оставили всех вместе в одной комнате, рядом с выходом. Ортипо точно знала, что отъезд - завтра рано утром. Об этом обмолвилась её хозяйка Тати. Но куда? Никто не знал. Ортипо слегка нервничала из-за возникшей неопределенности. Джимми сильно переживал за свои наряды и любимые игрушки(особенно, за резиновый зелёный мячик) – возьмут ли их с собой? Джой считал эти волнения недостойнымисерьезного пса, но втайне тоже тревожился насчет предстоящего путешествия. Утешало только одно - они едут туда всем большим семейством.
За такими рассуждениями и хлопотами прошла беспокойная ночь.
Под утро Джоя, Ортипо и Джимми разбудил шум моторов. К ним в комнату вошли Лучик, Тати и Кубышка с Машкой – забирать с собой.
Спросонья Джой был совсем квёлый и, как только они оказались на борту автомобиля, заснул снова рядом с Лучиком. Но, уже проваливаясь в забытьё, он успел расслышать, как кто-то рядом, со двора, негромко, но отчетливо сказал Лучику: «До свидания, Ваше Высочество!»
Фото: pravmir.ru
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.