Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Категория персонажей в литературе...

24.11.2021 5113

Категория персонажей в литературе 12+

Категория персонажей в литературе - adebiportal.kz

По мнению российского исследователя В.М.Жирмунского: «Художественное и эстетическое удовольствие доставляет литературное произведение, такое как картина или музыкальное произведение. Когда мы читаем литературное произведение, мы понимаем его без дополнительных инструментов. Это касается наших эмоций, восприятия и интуиции».

Главный герой - человек, литературный образ, участник события, описанного в художественном произведении. Создавая художественный образ человека в литературе, писатель описывает его образ, действия, характер таким образом, чтобы помимо типичных характеристик окружающей среды, эпохи, а также особенностей его личности. Подобно тому, как характерная черта художественного образа необходима для раскрытия внутренней тайны, сущности общественной жизни, так и его индивидуальность необходима для визуализации личности, действий, поведения человека, чтобы увидеть это в реальной жизни. Типичные и индивидуальные черты образа – это единое понятие. Многие черты личности в действиях и характере главного героя могут иметь типичное значение, сохраняя при этом свою индивидуальность и аутентичность. Чтобы описать типичный образ персонажа, необходимо детально изучить и знать общественную жизнь. Ведь чем выше типовые свойства художественного образа, тем больше его познавательная сила. Роль главного героя в драме важнее. Здесь история проходит от начала до конца через слова (реплики) персонажей.

Автор входит в образ рассказчика, иногда даже присоединяется к ним. Таким образом, автор не выходит за пределы их эмоционального, образовательного, языкового уровня и идет вместе в их социальном окружении. Преимущество такого утверждения в том, что его видно с нескольких сторон. Во-первых, есть широкий спектр возможностей для описания персонажа, во-вторых, автор не навязывает читателю свои идеи и взгляды. Читателю кажется, что он своими глазами видит то, что рассказывает автор. В этом отчете визуализированы события и даны комментарии автора. Такое утверждение не нарушает единства времени. Герои произведения принимают непосредственное участие в повествовании.

«Персоносфера – это сфера персонажей литературы, истории, фольклора и религиозных произведений каждого народа», - писал Хазагеров. Это понятие занимает особое место в казахской устной литературе. Современное литературное развитие, художественные занятия ставят перед литературной критикой сложные проблемы. Одна из таких задач в литературе - сфера персонажей.

Поддерживая взгляды Г.Хазагерова, Д.С.Лихачева, С.Г.Бочарова, А.Бочарова, С.Е.Шаталова, В.Н.Белопольского и других ученых, изучавших проблему персоносферы в русской литературе, мы знаем, что концепция персоносферы человека – это система оригинальных тезисов, лежащих в основе всех созданных писателем персонажей и определяющих их особенности. «Персоносфера – это широкое, всеобъемлющее понятие. Конечно, основная цель реалистического творчества, в том числе жанра романа - создать новую, ясную и связную, но одновременно и сложную человеческую природу». Элементы анализа персоносферы в казахской литературе можно найти в других работах (М. Ауэзов, А. Нурпеисов и другие). Система персоносферы состоит из персонажей «Пути Абая» Мухтара Ауэзова. Каждый персонаж в эпопее совершенно другой. У каждого своя орбита. У всех разный мир. Личность персонажей романа Жусупбека Аймаутова «Акбилек» - объект личного исследования. Персоносфера – это человек, живущий общественной жизнью вместе с литературным миром. Персоносфера тоже меняется со временем. М. Храпченко сказал: «Персоносфера может встречаться в разных направлениях: для одного поэта важнее внешние признаки характера, для другого важнее влияние социальных отношений и жизненной борьбы на этих персонажей, для третьего - связь чувств и действий, ибо четвертый – анализ страстей стоит дорого, а для графа Толстого самое главное – это сама персоносфера, ее формы и законы». М. Храпченко изучает творчество Н. Гоголя и подчеркивает типологическую персоносферу.

Одна из великих задач современных казахстанских писателей в соответствии с современными требованиями - раскрыть «человеческую личность». В частности, необходимо заглянуть во внутренний духовный мир главного героя, проанализировать его характер, глубоко задуматься, постоянно искать. Мы считаем, что суть условия для писателя, в частности, заключается в том, что «это полноценный образ для писателя, единственный удобный и оптимальный способ создать жизнеспособного человека». Фактически, там, где нет изображения, нет персонажа, нет духа искусства, нет призрака. Говоря об этом, Ю.В. Чепель сказал: «Создание персоносферы – это внутренний закон создания персонажа». Для этого нужна архетипизация. «Типизм - один из основных законов творчества, без которого нет творчества». То есть основная цель анализа персоносферы – это основная характеристика личности персонажа.

Масштабные произведения искусства изображают несколько человек. Например, у Толстого «Война и мир» несколько персонажей. Сложно сказать, какой из персонажей является главным героем в этом произведений. Своеобразие описания характера персонажа в литературе и искусстве соответствует используемому методу. Например, способ изображения персонажей реалистической (в том числе критического реализма) литературы и описание персонажей в произведении методом романтизма имеют две разные сущности. В современной литературе и искусстве писатели стараются более точно изображать персонажей и личности.

Мы замечаем, что жизнь персонажа, человеческая судьба, мир, определенное решение о творце не укладываются в настоящий узел. Из разнообразия мыслей, которые придают произведению искусства многозвучность, то есть полифоничность, мы можем видеть, что разум и внутренние чувства человека продолжаются со всем миром не только сегодня, но и в прошлом, и в будущем. В дилогии Тахауи Ахтанова «Шырағың сөнбесін» художник далее исследует глубины женской души, анализируя тему войны и женщин. Писатель раскрывает тайные силы женских чувств, неподвластных никакой социальной идеологии или ситуации.

Один из лучших аспектов персоносферы - показать человеческий характер, личность, образ в процессе изменения и развития, совмещенного с борьбой за жизнь. Персоносфера – это личность, сформированная в определенное время, в социальной среде. В то же время есть литературные образы, поднявшиеся до уровня типичной персоносферы, в которой четко распознаются характеристики человечества. Образы, возведенные на уровень персоносферы, показывают противоречие между гуманизмом и несправедливостью, любовью, злом, ревностью, позитивным и негативным поведением, действиями. Сколько бы времени ни прошло, сколько бы веков ни прошло, эти персоносферы не теряют своего значения.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.