Косуленок
Только проснувшись, Камбар принялся искать своего косуленка. Обычно стоявшего у дверного косяка косуленка сегодня не было видно. И не доносился знакомый звук. Мальчик хотел узнать, вроде он покинул юрту и бабушка встав с места, вышла на улицу. Он только осознал, что был дома один. А косуленка не было.
Ему в голову пришли сомнительные мысли, он встал, быстро оделся и вышел из юрты.
На улице стояла сильная жара. Все бежали от жары и прятались в тени.
Посмотрев пристально на окрестности, он приостановился и направился к бабушке.
— Апа (пер. с каз. «бабушка»), — сказал он приблизившись, — где мой косуленок?
— Ау, мой милый? — спросила бабушка не расслышав его и посмотрела ему в лицо.
— Мой косуленок…
— А там разве не косуленок стоит? — сказала бабушка и повернулась указывая в сторону дома.
И вправду слева находился маленький шалаш.
Камбар побежал в ту сторону. Отец изготовил шалаш из древесины, привезенной с гор, причем выбрал он самые тонкие поленья. На крышу с двух сторон установил балки, покрыл их древесиной и густо крапивой. Не забыл и о деталях до самой двери. Косуленок, которого он так долго искал, оказался внутри шалаша. Еще издали он узнал мальчика.
Мальчик соскучился по нему, ведь он не видел косуленка целую ночь и захотел поднять его на руки. Открыл шалаш и нагнулся, чтобы снять кожаный аркан с косуленка.
— Эй, Камбар! — крикнула бабушка.
Мальчик обернулся.
— Оставь его пока, милый. Сначала разговейся, я тебе налью молока.
— А косуленок? Разве он не будет пить? — сказал Камбар вспомнив, что каждое утро давал ему молоко.
— Он уже пил, — сказала бабушка и не торопясь пошла в сторону дома. Утром твой отец дал ему молоко. Пусть сам учится пастись, не то в горах не сможет есть траву и умрет. Только не уходи далеко от него. Утром прибегала собака деда Ыбырая, увидела пасущегося косуленка и чуть не схватила его на моих глазах. Мы криками прогнали собаку. Поэтому твой косуленок останется во дворе, но домой заводить нельзя. А сам отец взял нужные вещи и пошел в сторону котловины. Через несколько дней вернется.
Было понятно из слов бабушки Камбара то, что после нападения собаки деда отвести косуленка в горы, было не совсем понятно. После этих слов в душе мальчика зародилась тревога. Камбар хотел переспросить, но не успел. Одной рукой он открыл дверь, бабушка налила ему молоко, накрыла дастархан (пер. с каз.яз. «стол») и поставила молоко перед ним.
— Вот тебе молоко с хлебом! — сказала бабушка.
Камбар поел хлеб запивая свежим молоком и вышел на улицу.
Кимешек (пер. с каз.яз. «закрытый головной убор») бабушки еще белел возле ручного ткацкого станка с пряжей. Но в этот раз она поглядывала в сторону шалаша. Мальчик пошел в шалаш, взял косуленка на руки, успокоил его и помня слова бабушки пустил его попастись. Привыкший пастись здесь косуленок поел немного травы, зашел в какие-то заросли и внезапно исчезнул из поля зрения. Камбар знал, что уйдет много времени, пока косуленок вернется из зарослей и направился обратно. Однако не ушел насовсем. Не смотря на то, что ему было скучно, он помнил о словах бабушки и не уходил далеко.
Спустя некоторое время он подумал о первом пребывании здесь косуленка. Тогда косуленок был поменьше. То было время ранней пастьбы, проснувшись рано он заметил, что где-то у ног паслось некое животное и испугался. Посмотрев на реакцию сына, отец сильно засмеялся и объяснил, что это детеныш горной косули. Во время охоты он наткнулся на косуленка. Пожалев его отец поместил его в коржын (пер. с каз.яз. «переметная сума») и принес домой. После этих слов страх мальчика пропал и он подошел к косуленку. Некоторое время косуленка кормили молоком, брали на руки, так он и привык. Такое милое существо, подходил и нюхал руки так, что хотелось его поцеловать. Немного погодя Камбар и косуленок стали неразлучными друзьями. Днем вместе играли. Утром вместе пили молоко. Только по ночам были немного поодаль друг от друга. И даже тогда, косуленок спал у порога, а мальчик подле бабушки.
Так, косуленок рос изо дня в день. Иногда он уходил вдаль и пасся среди крапивы, при этом не переставая пить молоко. Однажды, когда косуленок пасся, на него напал домашний пес Майлыаяк, отец начал ругаться: «Зачем нападать на скотину из собственного же дома?» После этого пес видно почувствовал родство и перестал нападать на косуленка. Даже дошло до того, что пес проходил мимо косуленка не глядя на него.
Время шло и уже чувствовалось, что косуленок рос — он уходил пастись все дальше. С утра косуленок зарывался в крапиву и дольше пасся. Иногда выходил оттуда в полдник. Ранее косуленок ночевал у порога, теперь отец запретил. Еще намеревается отвести косуленка в горы. Но уже позже.
До Камбара сейчас только дошли слова бабушки. К нему закралась тревога и он начал бояться. Посмотрев на жука на земле, он встал и побежал в сторону ткацкого станка.
— Апа, отец на самом деле отнесет косуленка в горы?
— Не сейчас, позже, когда он подрастет.
Однако, тревога и сомнения не отступали.
— Это мой косуленок. Не отдам, — сказал он нахмурившись. — Никому не отдам!
— Эх, глупый мальчишка. Разве он останется навсегда косуленком? У него, также как и у тебя есть дом, родители. Думаешь, он всегда будет жить рядом с тобой? Сам подумай.
— Он тоже вырастет?
— Конечно. Будет таким же большим, как ты. И тогда его отведут в горы. Подожди чуть-чуть. Нет у него кормящей матери, поэтому ты будешь его пасти. Понятно?
Камбар рассердился. Ничего он не понял. И не хотел понимать. Только косуленка было жалко. До него сейчас только доходило то, что косуленок вырастет. А он думал, что косуленок всегда будет маленьким. И сегодня он долго пасся. Бабушка права.
— Когда он подрастет, бабуля? — спросил мальчик.
— Позже, осенью, — пояснила бабушка. Когда переселимся с жайлау (пер.с каз.яз. «летнее пастбище»). А пока не переживай.
— Не отдам, — сказал Камбар и направился к густой крапиве. Он и не знал, когда наступит осень, но чувствовал, что время еще есть. Но, сколько бы не думал, он не мог избавиться от мысли о том, что однажды ему придется расстаться с косуленком. Но он успокоился при мысли о том, что и у косуленка были свои родители и дом. «А может у него есть и своя бабушка», — подумал он и размягчился, потому что он представил теперь свою бабушку.
И он побежал вслед за своей бабушкой.
— Бабуля, у моего косуленка тоже есть бабушка?
— Есть, мой милый. Такая же старенькая бабушка в кимешеке.
— А если я не отпущу его, бабушка будет плакать?
— Конечно будет плакать. Если я не вижу тебя хоть один день, я тоже не нахожу себе места. Также и его бабушка будет переживать.
— Тогда, когда наступит осень, я отпущу его, да, апа?
— Правильно, дорогой. Это благородно с твоей стороны. Умные мальчики поступают именно так.
После этих слов ласковая бабушка обняла мальчика и понюхала его голову. Обрадовавшись, Камбар как-будто сделал что-то великое, встал с места и быстрыми шажками направился в сторону густой крапивы. В мыслях лишь одно — до осени хорошо присматривать за косуленком.
Автор: Серик Усенулы
Перевод с казахского языка: Малика Мурсалимова
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.