Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
Литературное наследие XIX века

12.10.2021 780

Литературное наследие XIX века 16+

Можно сказать, что в XIX веке было много казахских интеллигентов, принявших участие в изучении и обобщении литературного наследия, но их следует разделить на три группы, исходя из библиографических указателей Е.А.Алекторова, А.Н.Харузина, В.М.Сидельникова и других трудов, которые дают большое значение при изучении литературного наследия. К первой их группе относятся носители сведений, то есть информаторы, к русским фольклористам, занятым сбором фольклорного наследия. Имена многих из них нам не известны. Потому что российские ученые не оставили никаких подробностей о публикуемых ими материалах. Например, Г.Потанин и А.Диваев показывают, от кого они получили собранные материалы, а В.Радлов не имеет такого навыка. Среди учеников, приславших фольклорные рукописи Г.Потанину и Н.Ф.Костылецкому есть Чингиз Валиханов, так же можно отметить Х. Оскенбаева, М. Буркитбайулы, С.Акайулы, Т.Хангожина, приславшие фольклорные рукописи Н.Ф.Костылецкому, а такие люди как Е.Акынбекова, К.Амалдыкова, М.Шактыбаева дали многочисленные рукописи в помощь А. Диваеву. Их большой вклад в сбор и публикацию литературного наследия упоминается в казахском фольклоре только на словах, а их личности как первых собирателей фольклорных образцов и переводчиков на русский язык не изучены.

Вторая группа казахской интеллигенции занималась развитием литературного наследия XIX века - издавали от своего имени, помогая собирать и издавать образцы фольклора. О них много информации. Их имена сохранились не только в трудах российских ученых, но и на страницах российской и первой казахстанской прессы, публиковавшей собранные ими материалы, в различных записях и сборниках. Они опубликовали множество примеров литературного наследия в трудах «Түркістан уалаятының газеті», «Дала уалаятының газеті», «Киргизская газета», «Акмолинские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и различных отделений Русского географического общества. В эту группу входит более двадцати человек во главе с М.Ибрагимовым, Т.Сейфуллиным, А.Абдрахмановым, Б.Адиковым, М.Ж.Копеевым, Ж.Аймановым. Также «Средний жуз» (О.Альжанов), «Найман», «Забытый» (Ш.Кудайбердиев), «Гульбат», «Барон Кадо», «Степной», «Туземец» (оба А. Бокейханов), «Бабай Беркут» (О. Альжанов) и «Павлодар елінің қазағы М.У.» есть также те, кто публикует под псевдонимом. В этой группе их намного больше. По сравнению с библиографическим указателем В.М. Сидельникова 1969 года с библиографическим указателем только одной газеты «Дала уалаяты» (1996 г.) Жаке Тураков, Искак Шуленбаев, Мейрам Жанайдаров, М. Ботпаев и др. Мы также заметили, что имена собирателей и издателей фольклора до сих пор неизвестны. Если добавить к этому первых казахстанских журналистов, публицистов Ш.Ибрагимова, Д. Султангазина, А. Курманбаева, Р. Дуйсенбаева, так же не вошедших в список В. Сидельникова, и А.Бокейханова, А.Байтурсынова, которые были не названы из-за своих антинационалистических взглядов. Несомненно, число будет увеличиваться. Свои статьи и труды они не только не показали, но и передали российским ученым. В. Сидельников утверждает, что статья А. Бокейханова «Қобыланды батыр жырындағы әйелдер», написанная под псевдонимом «Туземец» А.Бокейхановым, считалась большим достижением отечественных исследований того времени.

Исследовательский подход этих двух групп казахской интеллигенции, чья работа имеет большое историческое значение в области сбора и публикации литературного наследия, отвечает требованиям филологической школы. В истории становления литературоведения эта школа, появившаяся в Германии в начале XIX века, находится в России с 1840-х годов. На наш взгляд, русские фольклористы, изучающие казахский фольклор, работали только в рамках школьной методики сбора, публикации, издательства книг, сравнения и обработки версий письменной версии, перевода на другие языки, написания комментариев. Их влияние коснулось казахской интеллигенции этих двух групп, проводивших работу в области освоения литературного наследия, и привело к тому, что Филологическая школа нашла отражение в Национальной научно-исследовательской мысли. Как и представители филологической школы в мировом литературоведении, первые казахские фольклористы обеих групп оставили без внимания проблему закономерности развития литературы как общественного явления. Они подготовили богатый материал для проведения исследовательской работы по национальному литературно-теоретическому, научно-исследовательскому мышлению, стремящемуся найти конкретную картину. В этом и важность заслуг представителей филологической школы казахского происхождения на пути рождения, становления национальной литературоведческой науки.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 13 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.