Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
ОБЗОР
Музей изобразительных искусств имени семьи Невзоро...

29.03.2023 2379

Музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых 14+

Музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых - adebiportal.kz

 

Когда я запланировала командировку в город Семей, одним из мест, которые я хотела посетить, был Восточно-Казахстанский областной музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых в городе Семей. Я была наслышана об этом музее, но никогда не посещала его. Приехав по адресу, я увидела большое здание, похожее на дворец. Такой огромный музей, конечно же, я хотела узнать о нем побольше, и решила воспользоваться услугой экскурсовода. Позже экскурсовод рассказала мне, что это памятник архитектуры XIX века, известный как «Дом купца Степанова». 

У коллекции семьи Невзоровых есть богатая история, начиная с середины XIX века. Музей, с самого начала своего существования, занимался формированием своих фондов. Благодаря этой деятельности, в коллекцию музея было добавлено значительное количество произведений искусства из частных коллекций Москвы, Санкт-Петербурга и Алматы, включая произведения русского, зарубежного и современного искусства. 

В 1985 году в Семипалатинске был основан музей изобразительных искусств, который является одним из наиболее крупных собраний художественных ценностей в Казахстане. В экспозиции представлены различные этапы развития русского искусства с конца 18 века до начала 20 века. Кроме того, раздел, посвященный изобразительному искусству Казахстана включает в себя наиболее яркие и самобытные имена отечественной художественной культуры. Коллекция музея сравнительно невелика, но существенно то, что по своему составу и художественным достоинствам она представляет интерес как для любителей искусства, так и для специалистов. В экспозиции достаточно полно представлены пути развития русского искусства конца XVIII – начала XX века; раздел изобразительного искусства Казахстана включает в себя наиболее яркие и самобытные имена отечественной художественной культуры. Значительный интерес в условиях провинциального города вызывает и небольшой отдел западноевропейской живописи и графики конца XVI – начала XX века. Завершает экспозицию музея искусство стран СНГ двадцатого века - России, Средней Азии, Грузии, Армении, Беларуси и других. Лицо музея определяет коллекция дореволюционного русского искусства. В экспозиции представлены почти все крупные мастера, определившие собой развитие русской художественной культуры. Это стало возможно, в первую очередь, благодаря беспрецедентному в истории музейного дела Казахстана событию, произошедшему в 1988 году - дару семьи Невзоровых. Юлий Владимирович Невзоров, его супруга, Антонина Михайловна и их дочь, Юлия Юльевна передали в дар Семипалатинскому музею более 500 произведений русского, советского и зарубежного искусства. Коллекция семьи Невзоровых имеет давнюю интересную историю и ведет свое начало с середины XIX века. Юлий Владимирович Невзоров, получив в наследство то, что было собрано его отцом и дедом, существенно обогатил и приумножил. Именно он придал собранию тот облик, который оно имеет теперь в экспозиции музея. Человек пассионарный, страстный, неутомимый собиратель, он еще и глубокий и тонкий знаток искусства. Многие годы он изучал и систематизировал свое собрание, передав все накопленные сведения музею, что стало огромной помощью в научно-исследовательской работе. В 1991 году музею было присвоено имя семьи Невзоровых, а в 1995 году за большой вклад в развитие культуры Казахстана Ю. В. Невзоров был награжден Правительственной наградой – орденом Парасат. 

С самого начала музей занимался комплектованием фондов. В результате этой деятельности в собрание музея поступило значительное количество произведений русского, зарубежного и современного искусства из частных собраний Москвы, Санкт-Петербурга, Алматы. Особое место в собирательской деятельности музея занимает комплектование коллекции изобразительного искусства Казахстана. С первых же дней своего существования музей наладил связи с ведущими художниками и искусствоведами страны, что позволило собрать коллекцию, достойно представляющую современное изобразительное искусство нашей Республики и насчитывающую более 1000 экспонатов. Всего в фондах музея хранится более 3600 произведений искусства. Сотрудники музея ведут большую научно-исследовательскую работу, занимаясь изучением фондов музея. Готовится к изданию первый каталог собрания музея. Массово-просветительская деятельность музея охватывает не только Восточно-Казахстанскую область. Выставки из коллекции музея побывали в столице нашей Республики Астане, а также в крупнейших городах: Алматы, Павлодаре, Усть-Каменогорске. При музее работают лектории, детская художественная студия, в концертном зале проводятся вечера классической музыки.

Мне понадобилось два часа, чтобы посмотреть все картины, и то я не могу сказать, что налюбовалась. Я делала фотографии, почти всех картин, которые мне понравились. И подойдя к гардеробу за своей верней одеждой, я увидела книгу и невольно засмотрелась. Гардеробщица сказала, что я могу ее посмотреть и что эта книга продается. И пролистав ее, я поняла, что там довольно-таки много информации, которых нет в интернете. Я посчитала, что должна поделиться этой информацией с нашими читателями. Как сказала Маргарет Фуллер: «Если вы обладаете знанием, дарите его свет другим людям». 

Начнем с того, что эта книга путеводитель по музею Невзоровых, где собраны сведения о наиболее ярких и значительных произведениях. Самое интересное то, что книга состоит из нескольких разделов, соответствующих экспозиционным залам. 

Русская живопись конца XVIII – первой половины XIX века

Один из самых значительных периодов в истории русского искусства представлен именами прекрасных мастеров, обладавших ярким индивидуальным дарованием и вложивших в свои произведения не только часть своей души, но и те новые идеи и мысли, которыми жило общество. XVII веком заканчивалась великая восьмивековая эпоха древнерусского искусства. Тесно связанное с религией, суровое, трагическое и страстное, искусство Древней Руси дало миру бесспорные шедевры. Сегодня иконопись занимает почетное место в крупнейших музеях всего мира, Приобретенные музеем в частных коллекциях Москвы и Семипалатинска, иконописные произведения XIX века созданы в традициях и с соблюдением строгих канонов древнерусского искусства. Они познакомят с особенностями этого вида искусства, со своеобразием его языка, с иконографией популярных сюжетов. 

XVIII век – время новых путей, новых открытий во всех сферах государственной жизни, ломка старых, отживших идей и отношений. Благодаря коренным преобразованиям Петра I Россия в считанные десятилетия становится мощной европейской державой. Человек впервые почувствовал и поверил в свои безграничные силы и возможности. Жажда знаний выразилась в поисках новых сюжетов и новых светских жанров в литературе и искусстве. 

Событием в художественной жизни России того времени стало открытие императорской «Академии трех знатнейших художеств», где велось обучение живописи, ваянию и зодчеству. Крупнейший центр русского искусства и законодательница художественных вкусов, Академия готовила мастеров европейского ранга. Среди первых ее учеников - крупнейший мастер исторической живописи, профессор и ректор ИАХ A. П. Лосенко (1737–1773). В залах музея экспонируется его раннее произведение «Целомудрие Йосифа Прекрасного», написанное на библейский сюжет. 

Вслед за Лосенко создает картины, овеянные духом патриотизма и гражданственности, его ученик А.И.Акимов (1754–1814). В академической программе первой половины XIX века библейско-евангельские сюжеты были обязательны и достигают кульминации своего распространения в 30-50-е годы. Очевидно, в это время и была написана работа «Сон Иосифа». Выразительный и правильный рисунок, совершенные знания пластики человеческого тела, сдержанная цветовая гамма определяют достоинства этого полотна и раскрывают те сложные задачи, которые ставились перед учениками Академии. 

Особое место в русском искусстве всегда занимала портретная живопись, в которой наиболее ярко воплотились лучшие черты нации – свободолюбие и высокая духовность русского человека. Несмотря на главенствующую роль исторической живописи, именно на портреты художники получали наибольшее число заказов. К началу XIX века портрет начинает утрачивать торжественно-представительский характер, становится зачастую камерным, интимным. Таков «Портрет молодой дамы в голубом платье» кисти неизвестного художника. 

Новый портретный образ, отличающийся простотой и задушевностью, возникает в произведениях одного из самых популярных живописцев этого времени В. А. Тропинина (1776–1857). Впервые в работах художника человек изображен в обстановке его частной жизни. Но все же отцом русского жанра считается А. Г. Венецианов (1780–1847), посвятивший свое творчество изображению жизни крестьян.

Имя К. П. Брюллова вызывает и сегодня у зрителя особое восхищение и трепет. Музей обладает двумя работами мифологического жанра этого великолепного художника и блестящего рисовальщика, создателя всемирно известного полотна «Последний день Помпеи». 

Наиболее полно в собрании музея представлена пейзажная живопись. Полотна известных мастеров расскажут об истории ее развития в течение двух столетий. 

Предпосылки для создания пейзажа как самостоятельного жанра в искусстве возникли уже в петровское время. Практический и рациональный взгляд на мир способствовал более точной передаче действительности. В рисунках архитекторов, в перспективах Петербурга и Москвы, в видовых и географических зарисовках самых различных местностей России предстал огромный мир природы и творения рук человеческих в нем. В фондах музея хранятся подлинные документы этого времени - гравюры на металле братьев Козьмы Ческого (1766-1813), Ивана Ческого (1777-1848), и, по всей видимости, Николая Ивановича Уткина (1780-1863). Окончившие класс ландшафтной гравюры под руководством известного гравера И. С. Клаубера и живописца Семена Щедрина, эти мастера создали немало превосходных произведений в гравюре. Портрет Н. И. Уткина (?) -- знаменитого гравера, хранителя и собирателя коллекций эстампов в Эрмитаже и ИАХ, написанный В. А. Тропининым, находится в экспозиции музея. 

Полноправным жанром пейзаж становится в творчестве профессора пейзажной живописи Семена Щедрина (1745 1804). Его педагогическая деятельность положила начало созданию пейзажного класса. Известен Щедрин как видописец царских загородных резиденций - Павловска, Петергофа, Гатчины. В экспозиции творчество Щедрина представлено этюдом «Бычок», созданным, скорее всего, в предместьях Парижа, где художник знакомится с эстетическими взглядами Дидро и пишет с натуры. Если Щедрин раскрыл для русского зрителя поэзию парковой природы, то основоположником городского пейзажа стал Ф. Я. Алексеев (1754-1824). 

Расширил географию русского пейзажа М. М. Иванов (1748-1823). В 80-90-е годы XVIII века он много путешествовал по Украине, Крыму, Грузии, Армении, был очевидцем русско-турецкой войны. Виды местностей, городов и батальных сцен художник исполнял в технике акварели. Собрание музея обладает редким произведением Иванова «Озеро Ван», выполненным в технике масляной живописи. 

Романтические тенденции в пейзажной живописи первой трети XIX века наиболее ярко выразились в творчестве C. Ф. Щедрина и М. И. Лебедева. Академическая школа живописи представлена полотнами таких значительных художников в русской живописи, как A. П. Боголюбов, А. И. Мещерский, Л. Ф. Лагорио, И. Е. Крачковский, Н. Л. Эллерт, Ю. Ю. Клевер, творчество которых развивалось уже во второй половине XIX века. 

Русская живопись второй половины XIX века

Наиболее полно и разнообразно представлен в собрании музея раздел русского искусства второй половины XIX века. Основную часть раздела составили произведения художников, чье творчество связано с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок, возникшего в конце 60-х годов. Инициаторами создания Товарищества стали художники И.Н.Крамской, Г.Г.Мясоедов, B.Г.Перов, Н.Н.Ге. С этого времени начинается новый этап в развитии русского изобразительного искусства. 

Термин «передвижничество» являлся для того времени синонимом реалистического, прогрессивного искусства. Художники, разоблачая пороки русского общества, в то же время раскрывали духовный мир простого русского человека, поэзию его быта, красоту родной природы. За время своей более чем полувековой работы Товарищество организовало передвижных выставок в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и других городах страны. В объединение входили наиболее талантливые и прогрессивно настроенные художники. В своих произведениях они соединяли высокое мастерство с глубиной мысли, силой темперамента, с предельной искренностью и убежденностью, раскрывая правду жизни. 

Представленные в экспозиции музея работы живописцев и графиков относятся к различным периодам деятельности Товарищества. Мастера разнятся творческими почерками, степенью глубины постижения жизни, особенностями выбора сюжетов. 

Передвижники сумели сказать новое слово во всех жанрах искусства. Повышенный интерес к социальной жизни нашел отражение, прежде всего, в жанровой живописи. Ведущий жанрист, мастер обличительного направления в живописи 60-х годов В.Г.Перов представлен в экспозиции эскизом к картине «Нищие на церковной паперти» (1866–1869). B.E.Маковский и М. В. Максимов в 70-90-е годы развивают традиции критического реализма. Интересны небольшие по размерам жанровые картины В.Е.Маковского «Под хмельком» (1887) и «Созерцатель» (1897). 

Особое пристрастие художников к портретному жанру отражало общий, характерный для времени, пристальный интерес к человеку. Художники стремились к раскрытию сложного внутреннего мира и индивидуальных особенностей характера своих современников. К сожалению, в собрании музея этот жанр представлен эпизодически, но отдельные произведения, такие как «Портрет В.И.Анненковой» И.Н.Крамского, «Портрет А.Г.Данильчина» Н.Н.Ге, «Девочка» А.Я.Головина, портреты кисти Н.П.Богданова-Бельского и другие отличают высокие художественные достоинства.

Во второй половине XIX века происходит расцвет национального русского пейзажа. Коллекция музея располагает прекрасными полотнами выдающихся мастеров - А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи, И.И.Левитана, Ф.А.Васильева и др. Все более уходит в прошлое характерное для начала столетия идеализированное восприятие природы. Эффектность изображаемых ландшафтов уступает место простым, непритязательным, но полным строгой и благородной красоты мотивам русской природы. В картинах А.К.Саврасова «Избушка в лесу на берегу ручья», «Зима в деревне», «Осенний вечер» проявилась самая существенная черта его творчества - стремление в будничных пейзажных мотивах показать глубокую задушевность родной природы. Начиная с Саврасова, в реалистическом пейзаже зазвучали глубоко личные ноты, и его развитие определилось по двум направлениям. Лирическое направление представлено в экспозиции музея работами И.И.Левитана, Ф.А.Васильева. Героико-эпическая интерпретация природы характерна для произведений И.И.Шишкина. Образы родной природы находят отражение в творчестве В.Д.Поленова, А.А.Киселева, Е.Е.Волкова.

O Н.Г.Шильдере известно не много, С 1861 года - академик, жанрист. Интересен тот факт, что его жанровое полотно «Искушение», созданное в годы учебы в Академии художеств, было приобретено П.М.Третьяковым и положило начало знаменитой Третьяковской галерее. Он практически не работал в жанре пейзажа, тем ценнее имеющаяся в экспозиции работа «Кустарник». Здесь же представлена и работа сына художника A.Н.Шильдера, ученика И.И.Шишкина, активного участника передвижных художественных выставок. Пейзаж «Березовый перелесок» написан свободной, вдохновенной кистью. 

Наряду с художниками, работавшими в реалистическом ключе, в искусстве второй половины XIX века видную роль играли мастера салонно-академического направления. Основой их творчества были культивировавшийся Императорской Академией художеств традиции классицизма и романтизма, культ красоты. Тем не менее, реалистические искания времени не могли не сказаться на творчестве этих мастеров. Расширяется тематика их произведений, живопись наполняется светом, богаче становится палитра и живописные приемы. 

К наиболее популярным пейзажистам этого направления принадлежал Ю.Ю.Клевер. Прекрасным образцом салонной живописи является работа А.И.Мещерского «Старый баркас». Изысканна и гармонична живопись Л.Ф.Лагорио. 

Таким образом, коллекция музея дает представление о разнообразии русской живописи второй половины XIX века и знакомит зрителя с произведениями яркими, самобытными, обладающими высокими художественными достоинствами.

Русская живопись и графика конца XIX – первой половины XX века 

Начало двадцатого столетия – сложный, многогранный и неоднозначный период как в жизни страны, так и в искусстве. Глубокие процессы, происходившие в России на пороге XX века, привели к коренным общественным и политическим переменам в стране. Появление нового искусства, отвечающего запросам времени, стало насущной необходимостью. Поиски искусства будущего, жажда духовного обновления выразились в возникновении самых разных творческих направлений в литературе, музыке, в том числе изобразительном искусстве. Недаром, это время называют «Серебряным веком». Впервые после пушкинской поры («Золотой век») можно было наблюдать такой взлет искусства, такой мощный выплеск творческой энергии, повлиявший на развитие мирового изобразительного искусства. 

Новые художественные течения решительно противопоставили себя тому, что утверждалось и развивалось долгие годы. Зарождающееся искусство выражало передовые социальные движения времени косвенно: в настроениях, порывах, эмоциональной атмосфере. В связи с этим возрастала роль собственно эстетического начала, эстетическая выразительность художественного произведения. Отсюда и разнообразие подходов, взглядов на задачи искусства, творческих почерков и манер. 

Собрание произведений этого периода довольно многочисленно. Задел для его формирования был сделан Юлием Владимировичем Невзоровым, с коллекцией которого поступили работы В.А.Серова, К.А.Коровина, П.И.Петровичева, С.Ю.Жуковского, П.П.Кончаловского, А.В.Куприна, А.Г.Ромма, Е.В.Нагаевской и др. Большая часть раздела формировась в очень короткий, по музейным меркам, промежуток времени, а точнее в 1985-1991 годы, когда, после предварительной работы по выявлению владельцев и коллекционеров, были совершены поездки в Москву и Ленинград. Тогда же были приобретены живописные и графические произведения замечательных мастеров, таких как Синезубов, Фальк, Добужинский, Бродский, Неменова, Куликов, Тарханов, Альтман, Шишмарева и многие другие. 

Раздел богат работами мастеров «Союза русских художников», образовавшегося в 1903 году и продолжившего традиции реалистического искусства. В большинстве своем это были выпускники МУЖВЗ, ученики и последователи В.Д.Поленова, В.А.Серова, К.А.Коровина, А.И.Куинджи. Отказавшись от бытовой конкретности, от социальной заостренности критического реализма передвижников, эти художники насыщают свои произведения цветом, светом, передавая ощущения счастья и радости бытия. 

В произведениях известных мастеров объединения А.Е.Архипова, С.А.Коровина, С.А.Виноградова, А.Рябушкина, Н.Ф.Холявина крестьянская тема обретает лирическую окраску. 

Обращение к великому историческому прошлому русского народа через подлинные события, их драматизм находит свое отражение в эскизах С. Иванова, через древнерусскую архитектуру - в пейзажах П.И.Петровичева. 

Большое внимание художники объединения уделяли созданию нового образа природы, в котором, наряду с традицией левитановских пейзажей, полных лирических настроений, велико влияние французского импрессионизма. Подобные поиски, отражающие изменчивость и неповторимость изображенного момента, приводили к созданию огромного количества этюдов, несущих самостоятельную эстетическую ценность. В экспозиции можно увидеть великолепные по ощущению жизни, тонкие по настроению, звучные по цвету произведения А.В.Туржанского, С.Ю.Жуковского, П.И.Петровичева, В.К.Бялыницкого-Бирули, И.С.Остроухова. 

Другое направление в сфере «Союза», стремившееся к законченности, большим формам, картинности пейзажа, представлено учеником А.Куинджи К.Вроблевским. 

Исключительную роль в русской культуре в 1890-е – первой половине 1900-х годов сыграло художественное объединение «Мир искусства». Особенно плодотворно художники этого круга работали в станковой и книжной графике, театрально-декоративном искусстве. Музей обладает произведениями двух ведущих художников «Мира искусства» - прекрасным эскизом театральной декорации организатора и признанного лидера объединения Александра Бенуа и иллюстрацией к сказке Андерсена «Свинопас» Мстислава Добужинского. В собрании музея находится и одна из ранних работ периода учебы в МУЖВЗ A.Я.Головина, известного впоследствии мирискусника, выдающегося художника театра. «Портрет девушки» был приобретен в семье известного семипалатинского врача Тихомирова, которому, по семейной легенде, он был подарен в благодарность за лечение Галиной Серебряковой, писательницей, репрессированной и находящейся в ссылке в Семипалатинске. 

Напряженность творческих поисков в искусстве начала столетия вылилась в создание множества новых творческих объединений, которые продолжали работать в 20-е годы. В залах музея можно познакомиться с представителями разных художественных течений. Одни из них были вынуждены покинуть Россию, другие плодотворно работали в советское время. Николай Синезубов представлен большим законченным произведением 1922 года «Пробуждающаяся Венера». Работа вятского художника, приверженца реалистической традиции, Алексея Деньшина участвовала в 1914-1915 годах в выставке картин учащихся МУЖВЗ. Творчество голуборозовца Павла Кузнецова, одного из самых поэтичных художников начала столетия, представляет пейзаж «Река Хрипанка» позднего периода. Член ТПХВ, АХРР, один из организаторов ОХР, Василий Бакшеев прошел длинный творческий путь. Осенний пейзаж выполнен в 1953 году, когда мастеру было за восемьдесят. Чувственная красота мира стала определяющей чертой творчества Петра Кончаловского, активного члена «Бубнового валета», одного из ведущих мастеров советского времени. Один из основателей «Бубнового валета», преподаватель Вхутеина - Вхутемаса А.Куприн представлен натюрмортом 20-х годов. 

Важнейшие события из жизни страны, восстановительный период и годы первых пятилеток находили свое отражение в агитационно-массовом искусстве. Афанасий Куликов - один из немногих мастеров, обратившихся к яркому выразительному и понятному народу искусству лубка, возродившемуся в революционные годы как средство массовой пропаганды. Глубокое понимание народного искусства сказалось в эскизах и оригиналах росписи подносов, эскизах кустарных работ, за которые он был премирован на Всесоюзных и Всемирной выставках в Париже. В семье Куликовых были приобретены лубок «Чем черт не шутит, когда бог спит» (1917), эскиз росписи подноса (1924–1930), эскизы декорации к пьесе А. Толстого «Первый винокур» и графический портрет дочерей художника. В первые десятилетия советской власти активно участвует в агитационном искусстве Николай Лаков (1894–1970), оформляя демонстрации, революционные праздники, спектакли. Переехав в Дагестан, Лаков организует выставки художников северного Кавказа, работает художником-декоратором в известном коллективе народного танца «Лезгинки». В фондах музея его ранние произведения и работы дагестанского периода 30-х годов.

Особый интерес являет коллекция графических произведений 20-30-х годах. Музей обладает двадцатью работами Р. Фалька, яркого представителя русского авангарда. Трагическое ощущение времени находит воплощение в сдвигах плоскостей, в остром, словно режущем ритме его рисунка и живописи. В постоянной экспозиции музея эти работы привлекают зрителей глубиной и поэтичностью. Видной фигурой русского авангарда был и Н. Альтман. Выученик Одесского художественного училища и Свободной русской Академии в Париже, участник выставок «Бубновый валет» и «Мир искусства», он активно включился в строительство новой советской культуры. Будучи председателем коллегии изобразительных искусств Наркомпроса, в апреле 1920 года художник получил разрешение работать в кабинете B. И. Ленина. Среди выполненных скульптурных и графических работ - лист «Москва. Кремль» (1920), в котором сохраняются характерная для бубнововалетцев традиция претворения европейского кубизма и свойственная Альтману продуманность, выверенность, реальная жизненная основа его произведений.

Об Александре Тышлере знаменитый собиратель Костаки говорил: Тышлер не милый сказочник, а великий поэт, Художник с миром, одному ему известным», Живописец, художник театра и кино, график ф скульптор, Тышлер прошел тернистый путь исканий, но оставался верен себе, своему миру, своей мечте. Он радует зрителя почти детским отношением к миру, в котором существует миф, поэтическая сказка, где на голове девушки вместо шляпы может вдруг оказаться скворечник. 

В фондах музея находятся произведения замечательных художников А Ромма, А. Фонвизина, К. Рудакова, М. Тарханова. A. Ромм является одним из крупнейших советских искусствоведов, художественным критиком и историком русского, советского и зарубежного искусства, а его работы находятся в различных музеях СНГ и частных коллекциях. Художник хорошо знал Марка Шагала, помогал ему осваиваться в Париже, а в 1919–20 годах был приглашен Шагалом в Витебск для работы в художественном училище; писал о Матиссе и вел с ним переписку. А. Фонвизин принадлежит к Поколению таких крупнейших мастеров изобразительного искусства, как М. Сарьян и П. Кузнецов, с которыми он участвовал в первых художественных выставках. К акварели пришел в 45 лет. Благодаря высокому профессиональному мастерству работы Фонвизина в этой технике воспринимаются как картины, в которых подчеркнуто живое восприятие мира. В частной коллекции в Москве было приобретено более тридцати работ 20-30-х годов Михаила Тарханова, новатора в графике (им изобретена новая авторская техника - аквамонотипия), в книжной иллюстрации, экспозиционном искусстве, художника, известного своей педагогической деятельностью, автора ряда книг по технологии графики. 

Начиная с 20-х годов, активно работают Н.Костров, В.Курдов, Ю.Васнецов, составившие известную школу Матюшина. Все они занимались в Ленинградском институте художественной культуры у Матюшина и Малевича. В своих произведениях 20-30-х годов эти мастера воплотили теоретические разработки нового видения, учения о цвете, о пространстве. 

В 20-30-е годы шел активный процесс создания детской книги. Впервые книга выходила на рубежи настоящего, большого искусства. В 1925 году при Государственном книжном издательстве была создана редакция детской литературы, руководимая C. Маршаком, впоследствии известная как Детгиз». Здесь, в эпоху усиливающегося давления тоталитарных сил, собрались лучшие творческие силы страны. Работали писатели К. Чуковский, Д. Хармс, Н.Заболоцкий, художники Н.Тырса, А.Пахомов, E.Чарушин, В.Курдов, Ю.Васнецов. Художественную редакцию возглавлял В. Лебедев. Один из основателей «Окон РОСТА» член объединения «Четыре искусства», он одинаково умело работал в детской книге, создав свой собственный стиль, в станковой живописи, в графике, виртуозно владея самыми различными техниками - акварелью, рисунком углем, соусом, карандашом, литографией. Музей располагает 156 работами Владимира Лебедева, разнообразно представляющих творчество художника. Кроме того, в фондах хранятся произведения Ю.Васнецова, B.Курдова, А.Пахомова. Особое место в экспозиции занимают произведения женщин-художниц Г.Неменовой, Т.Шишмарсвой, Е.Ключевской, Е.Говоровой, Е.Нагаевской. 

Русская живопись советского периода 60-80-х годов 

Коллекция русского искусства советского периода Семипалатинского музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых - одна из наиболее значительных и крупных по своему количественному составу. Она включает около 1500 произведений живописи, графики, скульптуры и охватывает период с начала 1920-х по 1990 годы. В ней представлены работы известных художников: В.А.Фаворского, В.Ф.Загонека, И.В.Голицына, А.М.Грицая, М.А.Бирштейна, С.И.Дудника, П.П.Оссовского, В.Е.Попкова, А.П.Васильева и др. Произведения этих мастеров, ставшие классикой, заняли значительное место в истории советского изобразительного искусства. 

Особенности их творческой деятельности в значительной мере определяли специфику образно-пластических решений в современной живописи. В экспозиции зала представлены живописные работы, написанные в 60-80-е годы уже прошедшего века. 

В 60-е годы в советское изобразительное искусство вошло новое поколение художников, принесших в него свои художественные замыслы, свежие идеи и свои стилистические приемы. Здесь можно назвать имена Г.Коржева, Н.Андронова, братьев Смолиных, П.Никонова, П.Оссовского, B.Попкова. Еще в 1956 году И.Грабарь писал: «Не надо упускать из виду, что среди одаренной молодежи наших училищ и вузов таятся не менее драгоценные юные силы, которые вступают в борьбу с отсталостью и чиновничьим духом некоторых своих учителей в живописи. В молодежи вся наша крепкая сегодняшняя надежда». 

Именно в этот исторический период, который теперь принято называть «оттепелью» предпринимались смелые попытки эстетически открыть новые грани действительности, утвердить ценности общечеловеческого значения. Это были яркие выдающиеся годы в советском искусстве. По прошествии времени они рассматриваются как часть единого многогранного исторического процесса развития социалистического искусства. «Шестидесятники» утверждали в своем творчестве завоевания революционного искусства. Они были тесно связаны с традициями русской советской школы и ориентиром для них являлось искусство К.Петрова-Водкина, П.Кончаловского, П.Кузнецова, А.Дейнеки, А.Пластова и других крупных мастеров: В их произведениях отчетливо читаются лаконизм живописного строя, монументальность и обобщенность форм в сочетании с идейным пафосом и приподнятостью образного поэтического строя. 

Для 70-х годов характерно усиление авторской индивидуальности. При создании картины художник привносит внес свое личностное начало, свой опыт, характер. Усиливается лирическая интонация, что влечет за собой отказ от публицистичности и жесткого документализма. 

На смену суровым и мужественным «шестидесятникам» и более лиричным «семидесятникам» приходит вышедший из долгого подполья авангард, Живопись русского авангарда начала века, наследниками которого были московские художники, с особой силой проявилась в 80-е годы. Разнообразие тем и сюжетов дает зрителю хороший повод для размышлений о творческих возможностях каждого автора. Поражает воображение изобилие версий художественного решения.

Музей, ведущий интенсивную собирательскую деятельность в конце 80-х годов, активно приобретает в свои фонды работы художников-авангардистов. Ряды произведений русского искусства ХX века пополняются вполне интересными работами А.Ситникова, Б.Марковникова, И.Ганиковского (который в интервью в одной из центральных газет сказал, что Семипалатинский музей первым приобрел у него картины), В.Калинина, И.Павельчук, Н.Веденеевой. A.Бирштейн и других.

Продолжение следует…


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.