Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
Необычные жанры литературы...

22.06.2017 11657

Необычные жанры литературы

Необычные жанры литературы - adebiportal.kz

Литературные жанры зарождались с хроники и летописи историографии и постепенно веками преображались новыми названиями и направлениями, формировались эпические, лирические, лиро-эпические жанры, жанры драматургии. Ныне существует огромный спектр литературных классификаций.

Как в современной литературе, как и в ушедшей эпохе имеются необычные жанры. Для многих из нас они покажутся немного странными, но их существование факт.

Айтыс – искусство импровизации. Для казахского народа это сплетение культуры. Если для нас айтыс это исконный вид искусства, и ничего необычного в этом жанре нет, то для мировой литературы он является необычайным видом устной поэзии. Вовремя айтыса два сидящих (реже — стоящих) напротив друг друга акына исполняют своеобразный песенный диалог, постоянно передавая очередь, подхватывая слова оппонента. Это словесная битва двух дебатов, выполненная на рифмовке под аккомпанемент национальных инструментов. Искусство Айтыс также распространен в тюркоязычных странах как Киргизия и Башкирия.

Зарубежные ценители фольклора дают высокую оценку жанру айтыс, где искусно сочетаются свободная степная поэзия, вольная музыка, драматургия и ораторское мастерство. В 2015 году в «Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО» была включена кыргызстанско-казахстанская номинация «Айтыш/Айтыс — искусство импровизации».

В отечественной культуре большое значение дают развитию айтыса, жанр довольно популярен как среди старшего поколения, так и молодого звена. Пока жив казахский народ, его богатый язык и культура, айтыс как народная словесность будет развиваться.

Одним из таких жанров является каллиграмма. Он применяется в поэзии. Каллиграмму использовали в своих поэтических произведениях поэты, принадлежащие к разным эпохам. Каллиграмму можно применять в любой письменности, однако, более органично оно выглядит в индийской, паназиатской и арабской шрифтах. Стих в исполнении определенного орнамента особо отражает философию сказания.

Этот приём широко использовал в своём творчестве в далёком 1918 году французский писатель, художественный критик Гийом Аполлинер. Он буквы размещал в форме рисунка. Все просто: суть вашего стихотворения отражает рисунок. Но история каллиграммы начинается с древних времён. В современности данный жанр также активно используется как поэтами, так и отдельными людьми. По мнению экспертов, этот стиль широко используется в граффити, который уже не относится к литературному жанру.

Если фантастика довольно распространённый жанр, то термин бизарро для нас в новинку. Жанру фантастика присуще применять вымышленные персонажи, далеких от реальности. Бизарро был придуман писателем Отто Биндер и художником Джорджем Паппом. Бизарро был прототипом американского супермена. Этот фантастичный герой лег в различные сюжеты комиксов. Самые страшные истории, галактические сражения, мир комиксов все это бизарро-фикшн. В этом жанре присутствует странный юмор "для фриков".

История жанра Моногатари начинается с Японии. Это короткие истории. Родина аниме, также является истоком кратких мистических истории монстров. Изначально Моногатари был простым рассказом, автором которого был Нисио Исин. Но «Прародительницей всех моногатари» считается «Повесть о старике Такэтори», появление которой относится к первой половине IX в. Далее он приобрел серийный характер, сегодня жанр Моногатари имеет целые тома.

Сегодня Моногатари не только литературный жанр, но и виртуальная текстовая игра. В мире Моногатари, игрок может стать магом, воином, лекарем, асассином и призывателем различных существ. Через свои тексты игрок он принимает участие в развитии самой игры. Основной смысл игры - в создании собственного персонажа и взаимодействии с другими персонажами, мобами и окружающим миром в целом.

Манасчи – киргизские сказители эпоса Манас. Казалось бы, что в этом такого необычного, ведь сказителей эпосов в мире очень много. Дело в том, что эпос Манас является самым объемным и содержательным эпосом в мире. Его размер вдвое превышает санскритский эпос Махабхарата и тибетского эпоса Гэсэре.

Манасчи, которые обладали великолепной памятью, пересказывали стихотворные строки наизусть, тем самым передавали древние сказание от поколения к поколению. Благодаря устному пересказу древнего эпоса удалось сохранить культурное наследие. Ныне для современных манасчи в Киргизии созданы отдельные награды.

Среди перечисленных необычных жанров довольно популярным на Западе является явление Мейнстрим. Суть этого жанра в написании самых реалистичных сюжетов прозы. Тут излагаются жизненные принципы и мировоззрение героя. В сюжетах важным является не события описываемого времени, а внутренние переживание, чувства, мысли и психологический портрет героя.

Эргодическая литература – игра сюжетов. С каждым годом среди молодежи становятся популярны компьютерные игры. В онлайн-играх геймер выбирает себе миссию, задает героя и маршрут поля боя, словом, создает все себе сам, задает игре сюжет. Параллельно к этим играм стала набирать обороты и эргодическая литература. Самое интересное, что в написании сюжета виртуальный пользователь тоже принимает участие в составлении текста. Если начало было написано отдельным человеком, а конец пишет сам читатель, то есть он выбирает различные варианты конца истории. Таким образом, очень трудно, а главное интересно предугадать финиш.

Придумал этот жанр норвежский писатель Эспен Аарсет. Читатель принимает участие в письме книги, нелинейная организация текста непредсказуема и книга становится совсем иной.

Как утверждал русский ученый, теоретик культуры Михаил Бахтина: «Каждый литературный жанр обладает своими способами, своими средствами видения и понимания действительности, доступными только ему», все жанры особенны и внесут свой вклад в литературу.

Алия Кемелбекова


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.