Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов

07.09.2022 4873

Полдень 14+

Полдень - adebiportal.kz

Произведение «Полдень» является существенной вехой в творческом пути К.Шаяхметова. 

Художник стал законодателем но-вых принципов жанровой живописи Ка-захстана 1950-60-х годов. О жанре мы говорим, когда перед нами возникают конкретные сцены повседневности, абсолютно лишенные эпохального значения и позволяющие восстановить до мельчайших подробностей текучую суету будней. Тем не менее, предметом бытового жанра мо-гут стать обряды, игры, ритуалы народа, которые передаются из по-коления в поколение и становятся связующей нитью между прошлым и астоящим. Говорить в этом случае о длительной временной дис-танции, о взгляде в далекое от актуальности время сложно: обряды продолжают сохранять силу, а также свою роль нормативной регули-ровки общества по сей день.

После сознательно ориентированной на общее выражение об-лика всех национальных школ тематической картины сталинского периода начинается новый этап. Для К.Шаяхметова стали важны родословная, почва, корни, и в рамках обязательных канонов соц-реалистического искусства он не только занимался прославлением счастливого бытия, но и задался философскими вопросами, свя-занными, в том числе, и с национальной идентичностью.

Исконная убежденность в том, что величию и необъятности ка-захской степи должен отвечать справедливый миропорядок и изо-билие, получила мощную подпитку в виде спущенной сверху ми-фологемы наступившего социалистического рая. Многочисленные картины , воссоздающие уклад жизни кочевников как раз отходят от быта, от конкретики приземленной реальности, уводя зрителя в область мечты, сказочной легенды, миража.

Бескрайняя степь , солнечный день, пряхи, с радостным умиле-нием взирающие на счастливую мать, – из этих маленьких фраг-ментов бытия складывается мощная живописная оратория безза-ботного аульского уклада.

Даже фигуры, показанные со спины – мальчика с арбузом и жен-щины, доящей кобылу, – наделены символической нагрузкой. Про-изводственная деятельность трактуется художником не только лег-кой и праздничной, но наделяется творческой и окрыляющей силой.

В картине представлены все поколения и отражен спокойный ход времени, дающий ощущение стабильности и веры в будущее.

В большом полотне очень тонко строится цветовой ряд. Слож-ное змеевидное строение светлого и темного точно соотносится с друг с другом.

Сложные рефлексы на белом позволяют оценить мастерство живописца . Особенно сложно, с разнообразными всполохам си-реневого и желтого написано платье пожилой женщины. Горизон-тальный формат, расположение лошади, близость полотна к ква-драту вносят дополнительную устойчивость в композицию.

Общее состояния умиротворенной тишины позволяет отнести полотно к пасторальным вещам, в которых сегодняшнее поколение находит тихую радость бытия и умение прочувствовать красоту каж-дого мига жизни.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


Похожие новости