Избранное произведение демонстрирует умение ма-стера графики создать закон-ченный портретный образ, наделенный стилистической энергией. Регина Великанова строит поясное изображение пожилой женщины без из-лишней представительности и нарочитого позирования в спокойной позе строго по центру листа.
Центральная ось подчер-кнута чуть вытянутым по вер-тикали форматом и стреми-тельно устремляющейся вниз стреловидной вертикалью, которая слагается из треугольников, образуемых морщинами на лбу и складками кимешека. По контрасту с вертикальной линией, горизон-тали основываются на плавных мягких дугах головного убора, линии рта и овала лица. Противостояние линий подкреплено контрастным сопоставлением однородной плотной фактуры черного и свечением белого.
Таким образом, на формальном уровне, под сурдинку создается неопределенность психологического состояния. Художница умеет увидеть за внешним внутренний конфликт, разглядеть за умиро-творенной и спокойной старостью скрытую тревогу. Общее со-стояние высокой скорби без резких трагических жестов возникает благодаря возможностям света, линии и фактуры.
Соединение трезвого расчета и проникновенной лирики ха-рактерно для всего творчества художника Р.Великановой. Ее ис-кусство, на первый взгляд, тишайшее и склонное к отображению укромных городских уголков всегда наполнено внутренним драма-тизмом и манит изменчивым обликом. В изображении людей она следует тем же принципам.
Оперирование обобщенными, сведенными к простейшим фи-гурам формами, способность чисто пластическими средствами создать настроение выдает в Р.Великановой ученицу основателя беспредметной живописи Казимира Малевича.
Являясь тонким и чутким пейзажистом, художник внимательно скрупулезно изучает ландшафт лица. Штрихи то четко проступа-ют на свету, то исчезают в тенях, выявляя нужные акценты для по-строения образа. Модель, зарисованная за пару сеансов, получает биографию , обретает неповторимое лицо.
Волевое красивое лицо, внимательный взгляд, поджатые губы, одновременно – понимание необратимости судьбы, приятие всех ее ударов. Образ строится на полутонах. В своих пейзажных рабо-тах мастер любила обращаться к мотивам, описывающим проме-жуточные состояния: сумеркам, началу весны, рассвету. В данной работе она также стремится передать изменчивость различных ду-шевных переживаний. Неуловимость световых градаций в трак-товке лица соответствует легким переходам от света к тени в ее пейзажах. Сеть морщинок составляет целую сюиту линий и пятен, привнося в графическое изображение живописный эффект.
Усложнение образной характеристики за счет демонстрации разных граней характера позволяет создать обобщенный портрет поколения, прошедшего через годы революции, голода и войны и не утратившего духовной силы.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.