Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
ИНТЕРВЬЮ
Среда, доступная всем детям ...

25.06.2018 2810

Среда, доступная всем детям

Среда, доступная всем детям  - adebiportal.kz

Детские писатели и представители творческой интеллигенции стран ближнего и дальнего зарубежья, специалисты по вопросам детского чтения и детской литературы, руководители детских и юношеских библиотек России стали участниками Международного форума детских писателей «Мир детства: от книг к мечтам», посвященного 20-летию столицы Казахстана – Астаны.

Почетным участником форума стала Наталья Александровна АРАКЧЕЕВА, советник директора Российской государственной детской библиотеки (г. Москва, Россия).

Российская государственная детская библиотека является крупнейшей детской библиотекой в мире. Она была основана в декабре 1969 года. Российская государственная детская библиотека работает как культурно-просветительский центр для детей и родителей. В апреле 2018 года в Астане также открыла двери Детская библиотека, и опыт крупнейшей российской детской библиотеки был бы для нас очень полезен.

Наталья АРАКЧЕЕВА выступила на форуме с докладом «Проекты Российской государственной библиотеки в поддержку чтения», но ввиду жесткого регламента, многое осталось «за кадром». «Литературный портал» узнал подробности деятельности Российской государственной детской библиотеки.

- Здравствуйте, Наталья Александровна. Расскажите нашим читателям о проектах Российской государственной детской библиотеки.

- На самом деле у Российской государственной детской библиотеки действительно очень много проектов. И даже если некоторые проекты, казалось бы, совсем далеки от библиотеки, тем не менее они связаны с книгой и основаны на литературе. По программе «Доступная среда» есть несколько еще проектов, которые специально сделаны для детей с особенностями или имеют инклюзивную программу.

Можно рассказать о других проектах. У нас в России проходят очень большие фестивали. Обычно это и всероссийские фестивали, например, как «Библионочь».

У нас проходит буквально с 1947 года «Неделя детской книги». Это мероприятие проходит ежегодно в разных библиотеках. Именно в течении всей недели проходят разные мероприятия, приглашаются писатели, музеи, все организации, которые связаны с литературой, с детским чтением. В это время приходят очень много посетителей.

Вот уже четвертый год в нашей библиотеке проходит «Всероссийский фестиваль детской книги». Это новый фестиваль и один из инициаторов этого фестиваля - детский писатель Юрий Нечипоренко, друг, частый гость нашей библиотеки, участник многих наших начинаний. Фестиваль проходит обычно три дня. В рамках этого фестиваля действует секция «Взаимодействие издательств, писателей, библиотек». Этот фестиваль - яркое подтверждение этому взаимодействию. В Москву в нашу библиотеку приезжает огромное количество писателей из всех регионов России. В конце октября – начале ноября 2017 года фестиваль проходил в нескольких городах одновременно. Был расширенный вариант этого фестиваля. Проходили ярмарки-выставки издательств детской литературы, были представлены и новые книги, и переиздание классиков, и различные пособия. Много писателей приезжают с презентациями своих книг, проводят интересные мероприятия с детьми.

- Наверное большинство книг образовательного характера?

- Нет, знаете, именно приобщение к чтению. Проводятся даже какие-то танцевальные номера, но опять же по литературе, по книгам. Проводятся спектакли, очень много всего интересного. Дети сами наряжаются в разные костюмы. Я считаю, что наша библиотека не может жаловаться на отсутствие читателя. У нас их действительно бывает достаточно.

- Что вы скажете о детской читательской аудитории? Ее количество сохранилось или идет снижение?

- Во-первых, рост есть. У нас есть госзадание, которые мы должны выполнять. Мы его перевыполняем, это действительно так. Если даже не учитывать тех посетителей, которые просто пришли, не зарегистрировались и участвуют в различных мероприятиях. Динамика есть, читателей много новых. Мы проводим большие мероприятия, которые рассчитаны на то, чтобы привлечь юных читателей, которые у нас ни разу не были. Москва большая и многие не знают, что есть такая библиотека. Все, кто приходят в первый раз говорят: «Ой, неужели? А мы жили совсем рядом и не знали, что есть такая библиотека». То есть они, придя на такое более масштабное мероприятие, веселое мероприятие, потом становятся читателями нашей библиотеки.

- Каков фонд вашей библиотеки?

- Более полмиллиона экземпляров, но туда входят не только книги, но и журналы, диски и газеты.

- Как Вы можете охарактеризовать современного юного читателя?

- Читатель нашей библиотеки – очень знающий, активный, развитый читатель. Я удивляюсь активности детей, которые везде хотят участвовать и активности их родителей. Даже на какие-то мероприятия, на которые требуется регистрация, потому что элементарно не хватает посадочных мест, они успевают записываются. Мы организуем много детских конкурсов, но хочу отметить, что в конкурсах регионы участвуют активнее, нежели Москва.

- Чем интересуется юный читатель? Какие у него литературные наклонности?

- Тут нужно разбивать по возрастам. У подростков на первом месте, наверное, фантастика и фэнтези. Но в наших залах есть выставки новинок литературы различных издательств. Эти книги уходят очень быстро, разлетаются как горячие пирожки. Дети помладше, конечно, приходят с родителями. Их привлекает современная детская литература: Андрей Усачев, Ирина Краева и другие.

- Как фонды библиотеки пополняются новыми книгами?

- У нас есть договора с издательствами, которые присылают нам прайс-листы. По ним мы выбираем книги и комплектуем наш фонд. С 2017 года у нас ввели обязательный экземпляр. Это большое подспорье для нашего бюджета.

- Вы не упомянули о ваших проектах, связанных с инклюзивным образованием?

- Да, у нас есть два инновационных проекта по программе «Доступная среда». Инклюзивные проекты — это «Школа волонтера» и «Школа профессий для детей с ОВЗ». Что представляет собой «Школа волонтеров»? Этот год Указом Президента Российской Федерации был объявлен годом волонтеров в Российской Федерации. Этот проект направлен на поддержку детей, которые находятся на долгосрочном лечении в различных медучреждениях города Москвы. Это необязательно дети-инвалиды, это могут быть просто дети, которые болеют на данный момент и долго находятся на лечении. Для этого привлекаются волонтеры из числа студентов московских вузов. Сначала это были только педагогические вузы, теперь и другие подключились. сначала студенты проходят программу подготовки в учебном центре, который имеет образовательную лицензию. У них целая программа. Они проходят обучение, потом в течение года проходят практику в медицинских учреждениях, привозят детям книги, их читают, показывают диафильмы, проводят мастер-классы. После окончания волонтеры получают благодарность и характеристику от Российской государственной детской библиотеки. Таким образом мы с ними взаимодействуем. Это большая помощь библиотекарям.

Второй проект «Школа профессий для детей с ОВЗ» - это проект совместно с некоммерческим фондом Пушкинской библиотеки реализуется на средства гранта Президента Российской Федерации. Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети инвалиды. Поэтому этот проект был поддержан Президентом Российской Федерации. Это литературно-практические занятия по различным профессиям. Мы собрали две группы детей с расстройством аутистического спектра, то есть дети-аутисты, и детей с особенностями слуха, то есть слабослышащие и глухие дети. У нас четыре группы детей с проблемным слухом и четыре группы детей-аутистов, которые приходят на занятия и знакомятся с пятью профессиями. Профессии выбраны неслучайно, на основе классификации, как человек относится к той или иной профессии. Есть «человек-человек», «человек-техник», «человек-знак», «человек-художественный образ». Мы выбрали профессии: пекарь, столяр, робототехник, библиотекарь, иллюстратор. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть – литературная, когда подбираются книги о данной профессии, детей знакомят с этими книгами, они знакомятся с профессиями, узнают героев, которые занимаются этой профессией. Дальше идет непосредственно знакомство с представителем профессии. Приглашаются специалисты своего дела, которое привозят все необходимое оборудование к нам в библиотеку. Например, пекарь принес с собой печь. Муку дети сами мелят через жернова. Практическая часть заключается в том, что дети сами все делают, сами пекут хлеб. Так с каждой из профессий.

На самом деле, с детьми-аутистами все не очень просто, мамы пытаются их социализировать, а они сами не хотят. Они немножечко в себе закрыты, очень трудно вывести. Но, по отзывам родителей, на эти занятия дети приходили с большим удовольствием. Это было интересно. С другой стороны, это помощь родителям. Во время прохождения занятий родитель понимал к какому роду деятельности у ребенка больше способностей, больше расположен. Даже когда было занятие «художник-иллюстратор», их проводил настоящий художник Ольга Монина, две мамы обратились к ней за советом продолжать ли детям заниматься рисованием. Мы считаем, что польза от этого проекта есть. Если один-два ребенка определятся с будущей профессией – это уже хорошо.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь в реализации этих проектов?

- Конечно, в первую очередь это финансовые сложности. Потому что это все-таки финансово затратное мероприятие - приглашать преподавателей и специалистов. Нам приходилось оплачивать их труд, но благодаря тому, что у нас было финансирование, проект был реализован. Во-вторых, если говорить о детях с ОВЗ, то сейчас в Москве много организаций, готовых что-то проводить для таких детей с особенностями развития, и такие дети нарасхват, все пытаются их куда-то пригласить. Возможно, не все мероприятия им интересны. Чтобы делать так, чтобы им самим было интересно мы с ними взаимодействуем, спрашиваем, хотят ли они идти на такое-то мероприятие? Если родитель соглашается, то мы для них это организуем. В Москве дети с ОВЗ становятся предметом притязаний. В других городах России библиотеки тоже активно ведут массовую работу.

- Спасибо вам за такое содержательное интервью. Надеюсь, какие-то проекты возьмут на вооружение казахстанские детские библиотеки!


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.