Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
Страничка ученика
Страничка ученика: Бухар жырау...

26.05.2023 3084

Страничка ученика: Бухар жырау 14+

Страничка ученика: Бухар жырау - adebiportal.kz

Историческая ситуация XVIII века

XVIII век был очень тяжелым периодом в истории казахского народа. Джунгарские калмыки неоднократно нападали на казахские земли. Самая сильная и крупная из этих атак произошла в 1723 году. В результате этого похода казахский народ подвергся кровопролитной бойне и тяжелой депрессии. Казахские роды, потерпевшие поражение в войне, были вынуждены покинуть свои дома и пускаться в массовое бегство с лишениями и страданиямитак как не выдержали свирепого и сокрушительного нападения несметного войска калмыков. Событие «Ақтабан шұбырынды, алқакөл сұлама» широко воспет в казахском фольклоре и исторической литературе. Есть стихи, показывающие тяжелое положение страны в то время, которые сохранились до наших дней и известны каждому. Одним из них является стихотворение - «Қаратаудың басынан көш келеді».

С гор Каратау кочевье идет,

Всякий раз один верблюжонок

сиротливо бредет.

Мой бедный народ, мой народ.

Впервые именно войска Богенбай батыра разгромила калмыков и нанесла ответный удар. После этого в небо полетел прах лжи о том, что калмыков не победить. В 1726 году калмыки потерпели жестокое поражение и были перебиты в битве на реке Буланты. Следующее крупное сражение произошло в 1729 году на юге озера Балхаш. И на этот раз победили казахи.

В 1741 году калмыки снова напали, истребили казахов и многих из них взяли в плен. С помощью Русского царства казахи освободили пленных в 1743 г. и до 1755 г. устанавливали различные дипломатические отношения. В том же году джунгарские калмыки подверглись нападению Китая. Воспользовавшись этим, казахи в последний раз дали отпор калмыкам и вернули себе все земли, утраченные между 1723-1741 годами. Таким образом, калмыков загоняют на границу Алтая, и именно в это время случилось событие «Ақтабан шұбырынды, алқакөл сұлама» С именем Бухар жырау связано множество стихотворений, родившихся в такое непростое время и сохранивших имя автора. Бухар жырау – один из известных представителей казахской литературы XVIII века.

Жизнь Бухара

Родной отец Бухара – Калкаман батыр из рода Аргын. Бухар жырау родился в Баянауле и умер на горе Далба. Его потомки также находятся под Баянаулом. 

Бухар был современником Абылая, основавшего ханство во второй половине XVIII века, и конечно же, он был старше Абылая. Он называет Абылая: «Абылайшам», «Абылайша». Бухар в своей поэме «Ей Абылай» пишет:

Эй, Аблай, Аблай, 

То, что было, не забывай, 

Я впервые тебя увидал, 

Когда был ты, как кобчик, мал 

И на службе ханской в Туркестане 

На земле порою ночевал. 

Не забудь и печальный твой час, 

Когда у уйсуня Толе 

Ты верблюдов, как раб его, пас.

В этом стихотворении он говорит как человек, знавший Абылая с одиннадцатилетнего возраста и до его последних дней.

Девяносто пять – тьма это,

Боль, сводящая с ума, это, - пишет жырау. То, что Жырау сказал о своем возрасте, тоже близка к правде. Потому что Абылай умер в 1781 году в возрасте 71 года.

Бухар жырау был великим представителем интеллектуальной поэзии, имевшим глубокий и вдумчивый взгляд на судьбу народа и страны, писавшим стихи, полные чувства, имевшим разумный ум, был советником великого казахского хана Абылая. Бухар отразил в своих стихах жизнь смутного времени, опасности и смутные времена, разделил судьбу своего народа.

После того, как наша страна построила свой шанырак и обрела независимость, имя Абылая и его мудрого советника, философа-поэта Бухара, также было любимо народом. Главная улица города Караганды получила название Букар жырау. Потомки великого жыраупостроили на месте его гибели огромный купол.

Среди поэтов, известных нам с 18 века, Бухар — поэт, писавший в основном на социальные темы. В свое время он высказывал свои взгляды по различным вопросам, имеющим большое общественное значение.

Судя по собственным словам Бухар жырау и рассказам народа, он был человеком, знавшим письмо. Но его  стихотворения «Керей, қайда барасың?», «Айналасын жер тұтқан», «Бірінші тілек тілеңіз», «Жал-құйрығы қаба деп», «Асқар таудың өлгені», «Ей Абылай, Абылай», «Сен он бір жасында», «Қалданменен ұрысып», «Кәрілік» и др. дошли до нас устно, а не в письменном виде. Трудно ограничиться тем фактом, что эти стихи принадлежат Бухару и что они в основном верны и правильно сохранились. Потому что почти все слова Бухара произносятся в одной форме, независимо от того, в какой части Казахстана они используются, и кажется, что его слова высоко ценились современными сказителями и они старались не добавлять слов и не изменять их. Одна из причин в том, что слова Бухара использовались не только сказителями, но и простым народом как слова мудрости и пословицы.

Бухар – жырау

Жырау – не сказитель. Потому что не все сказители могут стать поэтами. Можно стать сказителем, запоминая то, что кто-то написал, ничего не производя от своей души.

Жырау одновременно и поэт, и оратор. Прежде всего необходимо, чтобы поэты сами создали стихотворение с ритмом и мелодией определенного размера. Во-вторых, слова поэта должны исходить с глубоким смыслом, красивым красноречием и пословицами. В-третьих, в общественной жизни необходимо составить глубокомысленное мнение, чтобы быть примером для будущих. Только тогда он будет носить звание истинного жырау.

Подобно структуре стихов всех жырау, произведения Бухара тоже в основном в виде толгау. Толгау – это пропагандистско-поучительные стихи, способные освещать основные социальные проблемы современности. Жырау затрагивают большую тему, имеющую общественное значение, вкладывает много смысла в несколько слов, дают широкий обзор жизненных явлений и не имеет предвзятых идей. Ход мысли в сюжете не обрывается, мнение цельное, собранное вокруг одной основы. В системе мышления нет фрагментации. Жырау сам рассказывает о споре и предлагает решение.

Стихотворения Бухара посвящены социальным проблемам и рождены они в силу определенных исторических обстоятельств. Его произведения отличаются глубиной мысли, знанием и здравым смыслом, умением в немногих словах передать много смысла. Поэзия Бухара особенно заметна в его философских размышлениях.

Много повидав, многое соткав и прочувствовав, Жырау глубоко погружался в события жизни, глубоко изучал текущую ситуацию, оставлял после себя мысли, которые можно было использовать как вдохновение для будущего. Произведения Бухара так же богаты афоризмами. Большинство из них стали пословицами.

Поэзия Бухара является ярким образцом дидактической поэзии в истории казахской литературы. Он способствовал дальнейшему развитию казахской литературы.

Еще одна отличительная черта стихов Бухара состоит в том, что он умел глубже проникать в явления жизни, сопоставляя явления природы и жизни человека, и высказывать философские суждения. Такие стихотворения, как «Айналасын жер тұтқан», «Ай не болар күннен соң», «Жал-құйрығы қаба деп», «Ақсаңнан биік тау болмас» построены на параллелизм.

Произведения о жизни

Стихотворения Бухар жырау (как «Асқар таудың өлгені») полны уроков и образцов поведения. Жырау, очень переживавший за время и за жизнь современников, оставил серьезные и глубокие мнения. В своем стихотворении, глубоко вникая в явления природы, он убедительно доказывает, что все они умирают, исчезают и изменяются, и задается вопросом: « Өлмегенде не өлмейді?», и отвечает: « Жақсының аты өлмейді, ғалымның хаты өлмейді», делает вывод о том, что имена людей, потративших все свои мысли, таланты и жизни на благородную мечту человечества, а также оставленные ими изречения, пройдут сквозь века.

В размышлениях Бухар жырау об этапах человеческой жизни тоже много мудрости. Этой теме поэт посвятил несколько стихотворений. Его стихотворения «Жиырма деген жасыңыз», «Ей, Абылай, Абылай», «Сен он бір жасыңда», «Атам болған жиырма бес»  описывают каждый этап жизни человека. Особенно он со смаком рассказывает о молодежи:

Жиырма деген жасыңыз 

Ағып жатқан бұлақтай, 

Отыз деген жасыңыз 

Жарға ойнаған лақтай, 

Қырық деген жасыңыз 

Ерттеп қойған құр аттай… - и прекрасно сказал, что именно возраст юности «Прорывает Перевал» (Асуды талқан бұздырғанкак сила человека, так и его мир, его возраст, его творение и его причуды. Жырау также олицетворяет здесь, беспомощные времена старости, противоположные этому. 

Девяносто пять – тьма это,

Боль, сводящая с ума, это,

Вековечная тюрьма это,

Над обрывом узкая тропа это:

Упадешь – век лететь до дна.

Солончак, где не кочуют, это,

И болезнь, что не врачуют, это, 

И печали без конца это, - в ней прекрасно показано, как человек, когда-то разрушавший замки и обладавший большой энергией, стал бессильным на старости лет, неспособным пересечь скалу с копьем.

Противопоставляя таким образом молодость и старость, Жырау сумел рационализировать превосходство молодости. «Не трать время зря, — говорил он молодежи, — ведь потом, даже если будешь искать, не найдешь».

Бухар оставил ценные комментарии о добре и зле, дружбе, честности - об общей нравственности. Он призывает всех остерегаться «өтірікті шын қылған қызыл көзді пәледен», «сыртындағы қулығымен» амал жасаған сумақ-сұмдардан сақтануға, «Пиғылы жаман залымның тіліне еріп азбасқа», «Кісі ақысын көп жеген» арамдықтан аулақ болуға шақырады. Бұқар «Екі жақсы дос болса, санат емей немене», «Ежелгі дос жау болмас, Айтысқан оның серті бар». Бухар рассказывает о честной дружбе, говоря: «Екі жақсы дос болса, санат емей немене», «Ежелгі дос жау болмас, Айтысқан оның серті бар». «Ер жігітке жарасар қолына алған найзасы», - хвалит он его храбрость.

Видишь в небе уток стаю?

Я гляжу, и мне завидно, 

Дружно как они летают. 

Так и нам давно уж, видно, 

Поступать казахи нужно, 

Кочевать давайте дружно, 

Меж собой объединитесь, 

Не богатством, этой дружбой 

Первым делом вы гордитесь… 

Пусть враг обходит вас всё время стороной – 

Вы – братья по крови от матери родной! - такими словами мудрец предостерегает от зла ​​и призывает к добру.

Бухар критиковал недобродетельных богатых и говорил: «Саумал бермес ішерге». Поэт прославлял честный труд словами: « Ит жүгіртіп, құс салсаң, киген тоның түлкі етер», он призывал к хорошему поведению, говоря: « Сыпайы сырын білдірмес, Ақырын ғана бүлк етер», он мечтал о мудром лидере страны и сказал: « Ел иесі құт болса, халқы ала болмайды». «Сөз ұғарлық ер болса, Айтылмас шын сөз болмайды, - такими словами он чтил драгоценные как золото слова».

Произведения Бухар жырау по сей день радуют нас своей нравственно-образцовой мыслью и философской глубиной.

 

Национальное единство – главная тема произведении Бухара 

 

Князья их власть потеряли, 

Смешалось все тучами в бурю, 

Все клятвы они нарушали 

И злобой одной истекали. 

Друг в друге искали лишь худо, 

Дрались меж собой, как верблюды, 

Не будет блага народу, 

Который на власть устремится. 

Коль хан, как корабль, накренится, 

То все вы посыплетесь в воду. 

Вот так и с калмыками было. 

И Ушкаркарой, и Коктобе 

Владели они, и, однако, 

Все словно меж пальцев уплыло – 

В становищах их и собаки 

Теперь не найдешь, чтобы выла.

Одним из важнейших социальных вопросов, необходимых для того, чтобы казахская страна оставалась страной в бухарские времена, была организация борьбы с Китаем и джунгарскими калмыками, сохранение единства страны против вражеских вторжений, объединение страны вокруг авторитетных ханов, батыров из самого казахского народа того времени. Стремление джунгар завоевать казахскую страну задело честь всего казахского народа. Из слов Бухар Жирау видно, что большинство народа готово объединиться под знаменем борьбы против джунгар и цели страны. С этими условиями связаны его стихи, стихи, воспевающие независимость казахской страны от калмыков и китайцев, единство народа.

Таким образом, Бухар заложил в свои произведения судьбу страны, ее целостность, мирную жизнь, независимость.

Жырау ясно говорит о том, что ничто не является вечным в этом мире, каждый новый день отличается от предыдущего. Изменения происходят не только в жизни людей, но и в окружающей природе:

Пусть земля просторна и велика – 

За край ее луна зайдет все же. 

Пусть это озеро стоит здесь века – 

Вода из него уйдет все же. 

Пусть этот бай богатым слывет, 

Но в ненасытный живот уйдет 

Его многочисленный скот все же. 

А тот бедняк, время придет, 

В равные с баями попадет все же. 

Известно – бесплоден такыров край, 

Но время придет – на такыре курай 

Ранней весной зацветет все же. 

В этих строках отражены взгляды Бухар жырау на жизнь и ее диалектику, которые перекликаются со стихийным материализмом древнегреческих философов. Букар достиг этого понимания путем обобщения своих наблюдений за жизнью и природой. Это является еще одним доказательством мудрости этого степного мыслителя. Относительно религии ислама, видно, что жырау был хорошо знаком с ней. 

Кто говорит –  об Аллахе скажи, 

Об имени светлом его скажи, 

Скажи, как Мускаф открыл нам мир, 

О слове Аллаха – Коране скажи, 

Если небо дало тебе речь, 

О вере, спасающей от терзаний, скажи! 

Он верил в Аллаха. В его известном произведении "Одиннадцать желаний" первым желанием является не противиться воле Бога: 

Первое пожелание  –  пожелать 

От веры Аллаха не отходить. 

Вера Бухара искренна и глубока. Он говорит: 

Если ты не мусульманин до глубины души, 

Нечего себя правоверным считать. 

Подчинение, служба Богу –  не только долг, но и величайшая радость для человека, залог его счастья. 

Если в Аллаха ты верить твердо будешь, 

Если его рабом, забыв гордость, будешь, 

То высокий Бог одарит тебя щедро сам. 

Тем не менее, даже когда Бухар затрагивает религиозные мотивы, в его произведениях мы не находим мыслей о преходящести и пустоте этого мира или о вечном блаженстве в загробной жизни. Судя по этому, Бухар, будучи государственным деятелем и верующим человеком, полностью погружался в земные дела и не отвергал их.

«Жерден тұлданып тұрмауы», «Ардақтаған аяулыңның… ертең тегіннен-тегін олжа болмауы», «Тоқсандағы қарт бабаңның топқа жаяу бармауы», «Тар құрсағын кеңіткен, тас емшегін жібіткен анаң бір аңырап қалмауы», «Ардақтап жүрген Бикештің жылай да жесір қалмауы» - он делает вывод, что все это зависит от единства страны. Выражения, которые удалось найти и использовать поэту, оказывают большое влияние на мысли и чувства.

Жырау призывает сохранить единство, солидарность и независимость страны с языком искусства.

Поэзия Бухара — достижение того исторического периода, в котором он жил. В основе произведении Бухара – судьба страны, народное желание. Жырау поднимал важные вопросы своего времени. Его поэзия затрагивает такие важные социальные вопросы, как любовь к Родине, призыв к национальному единству, чествование героев отечественной обороны, постановка их в пример народу, призыв к миру с соседним народом, сохранение мира и спокойствия в стране. В его размышлениях о временах и местах жизни много воспитательного.

 

Использованная литература: 

1. Кобыз и копье. Повествование о казахских акынах и жырау ХV-ХVІІІ веков [Текст] / М. Магауин ; [пер. В. Косенко]. – 5-е изд. ., перераб.. – Алматы : Мектеп, 2003. - 173, [3] с.– (Слово седьмое. / оформл. сер. А. Таловикова . – Библиогр.: с. 170-173 . – 2000 экз. – ISBN 9965-16-507-6 (в пер.)


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.