Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Спецпроекты
Переводы
Марусе Тарсасенко от 29 марта 1923

15.02.2016 1670

Марусе Тарсасенко от 29 марта 1923

Автор: adebiportal.kz


Маруся, я ждал ответа на мое письмо, но не получил его. Здесь весна в расцвете. Темно-серая, влажная и прочая. Это не важно. Почему Вы мне не пишете. Или Вы забыли мой адрес. Он прежний. Я всегда с упорством пишу его на конверте. Я не помню, писал ли Вам что-либо о судьбе, которая меня постигла. На тот случай, если не писал — делаю это.

Литературная работа в газете “Гудок” дает мне столько денег, что их достаточно для хорошей жизни в лучшем из городов. Это не важно. Я начал работать. Это тоже не важно. Нет, это важно. Когда я окончу тот рассказ, что пишу сейчас, то позволю себе послать его Вам, если получу от Вас разрешение. 

Там написано о многом: 

О коте, которого звали Франклин и глаза которого были набиты зелеными камнями, о комнате, которая ночью кажется полем сражения, о весне, об облавах, но больше всего о любви и больше всего о смерти. 

До этого я написал их три. 

Они называются

 

— Мак-Донах — приключения шотландца в Москве.

 

— Гранитная станция — это жизнь мальчика, который решил стрелять из драгоценнейшего в мире пулемета.

 

— 18–100 — это о моем бегстве из Одессы.

 

Я работаю и знаю, что буду работать. Это важно. Еще важно то, что Вы не пишете. Что же мне сказать, чтобы Вас разжалобить. Сказать Вам — Маруся, мальчик. Но я не знаю, как Вы это поймете. 

Разница между Москвой и Одессой разительна. Я знаю, что Вам скучно. Я не скрою от Вас того, что много думаю о Вас. 

Значит, Вы идете по Ришельевской, потом по Дерибасовской, потом по Преображенской, мимо лавчонки на углу. А папиросы какие — все те же? Как все это странно. Так трудно было в Одессе. Разве не погибал я каждый раз и семь раз на неделю. А Вы остались? А я здесь, в изумительной Москве? Разве это было, чтобы я трогал Вашу большую милую голову? Зачем Вы мне не пишете? 

Только раз, Вы пишете, Вам захотелось меня увидеть? Почему же мне хотелось этого больше? 

Я долго ждал Вашего письма, но не получил его. Я не знаю, почему не получил. Должен был получить, но не получил. Может быть, оно пропало в дороге. Но вероятней, что Вы не писали. 

Если это для Вас только любезность, которой нельзя не сделать, то не пишите мне больше. 

А если бы это было иначе, то чем же я могу объяснить Ваше молчание. 

Я говорю себе — Не может быть. А другим разом — Возможно и это. В Одессе тоже весна, в это время года, как и во все другие, люди забывчивы. 

Если только из любезности — не пишите. 

Если только из жалости — не пишите. 

Вы не можете этого делать. 

Я вчера видел картину “Интолеранс”. Эту фильму я видел в Одессе в тот вечер, когда узнал, что люблю Вас. В ней 13 частей. Когда персидский царь мчался на колеснице, я вспоминал Вас. Когда резались, осаждали города, разрушали башни, любили и ненавидели, я вспоминал Вас. Потому что я думал только о Вас там, в Одессе, когда глядел на эту же картину. 

На углу Дерибасовской и Преображенской я расстался с Вами, чтобы идти на эту картину. Это был тот тревожный вечер, когда я первый раз дотронулся до Вашей руки. Можно ли так любить вообще, как я это делаю? Зачем я это делаю, если в Одессе весна, а мне не пишут? 

Я не написал бы, если бы не был в кинематографе. Я не хотел писать. Но вот я пишу. 

Ответьте только по одной причине — если любите меня. 

Из-за других причин — не надо.

 

Иля