«Всякая вещь – живая. Надо только суметь разбудить ее душу», - сказал Габриель Гарсиа Маркес. Молодой казахстанский автор Берикбол Батан смог стать тем, кто разбудил душу и цветка, и вина, и конечно же, магического острова. Я не зря привела пример с книги «Сто лет одиночества», ведь с первых страниц книги «...өліктердің уысында ериді» (...смерть в горсти мертвых) я вспомнила именно о Маркесе. И этот факт меня даже обрадовал, потому что и у нас появился магический реалист, который нашел способ взглянуть на проблемы человечества под другим углом.
В жанре магический реализм смешиваются разные формы и в таких произведениях исчезают границы реальной жизни и мира призраков. Все события происходят в острове Фермангель, который постоянно меняет свою форму, остров иногда круглый, иногда округлый, иногда треугольный, а иногда и удлиненный. Остров чем-то похож на Бермудский треугольник, в котором происходили аномальные явления, ведь в пути на остров Фермангель таинственно исчезали морские судна. Ученый-путешественник страны Брустон Августин Фермангель отдал полжизни исследованию этого острова и нашел впадину, через которую можно было попасть в остров. Уважаемый бизнесмен страны Фол-Прайз Харбер Уотсон решил на этом заработать хорошие деньги и построил там гостиницу для богатых людей. Эта книга в подробностях расскажет вам о жизни служащих этой гостиницы. Кем они были до этой поездки и кем стали. Ради чего они согласились служить в этой гостинице? У каждого свои причины.
Определенная позиция автора охватывает все произведение от начала до конца и создает целый художественный мир. Откровенно говоря, само произведение искусства возникает из идейно-эстетической позиции автора. И умелый автор всегда может скрыть свою позицию под элементами текста, даже под портретом. Советский литературовед Б.О.Корман писал: «При анализе литературного произведения в портрете героя видят обычно лишь отражение его характера. Это разумеется верно, но недостаточно». Что же еще мы должны увидеть под портретом? Нельзя забывать и о том, что портрет создан кем-то и, соответственно, портреты Роузена, Кетрин, Дастера, Мейрона и других персонажей позволят нам увидеть не только героев, но и самого автора.
По словам автора, имена персонажей он придумывал сам. Но, для многих читателей, как и для меня, они показались латиноамериканскими. И если копнуть глубже, то корни магического реализма мы находим в латиноамериканских эпосах. Одним из интересных, и в то же время смешных персонажей книги можно назвать бармена по имени Буба. В просторах интернета я узнала, что есть бразильский футболист Буба, также имеется мультфильм, главным героем, которого является немногословный домовой по имени Буба. Он постоянно попадает в смешные ситуации так же, как и герой этой книги.
Попробуем проанализировать роман на элементы магического реализма. Фантастические элементы в произведении должны быть без внутренних противоречий, но они никогда не объясняются, в науке этот элемент называют аурой исключительности. Действительно, с первых же страниц мы замечаем разные элементы фантастики, но автор никак не объясняет их, и все это кажется для нас нормальной. «На земле нет ни одного листа. Потому что здесь равномерный воздух, ничего не гниет. Вечная зелень, вечная жизнь», - рассказывает автор об острове Фермангель. А почему воздух равномерный? Чтобы добиться эффекта реалистичности, будь то объективное действие или фантастические элементы, Б.Батан прибегает к подробному описанию окружающих мир предметов, что делает все магическое его неисчерпаемой частью.
Персонажи романа неизбежно принимают логику магической стихии и в произведении часто используются символы. Здесь можно отметить безоговорочное принятие магии желтого цветка и светящихся рыбок, поющих птиц и других магических элементов. Подобные описания в романе не всегда объемны: автору достаточно всего несколько предложений, чтобы переместить нас в тот мир, который он изображает. Описание фантастических элементов вводятся в произведение так же органично, как и описание реальных предметов.
Герои романа умеют смотреть на мир с разных позиций, реальных и магических, их сознание может выходить за рамки реальности, создавая диалог разных типов сознания. Ярчайший пример использования этого элемента в романе мы видим в диалоге Роузена с призраком Уильяма. Каждый персонаж чувствует невыносимое одиночество, которое не всегда им заметно. Большинство из них с тревогой ищут смысл жизни. И некоторые даже находят. Говорят, что чаще всего в названии произведения скрывается его смысл. Читая роман не хочется верить, что в конце всех персонажей ждет «…смерть в горсти мертвых».
Подробное описание чувств и увлечении человека мы замечаем в описании интересов Дастера. Как сильно он был увлечен медвежонком и хотел с ним подружиться. Этот случай напомнил мне стихотворение Абая:
Собаку я выкормил из щенка –
И зубы ее испытал.
Может показаться, что мир, населенный персонажами магического реализма, состоит из абсолютного хаоса: люди, животные, призраки, таинственные галлюцинации. Когда мы смотрим на персонажей приключений, мы погружаемся в чудесные миры, в которых встречаются проблемы реальной жизни.
Если автор своим духовным трудом воздействует на душу и сознание читателя, то есть если читателя затрагивает содержание произведения, если он чем-то расстроен или счастлив, то можно сказать, что творческая личность автора имеет особое эстетическое воздействие. Б.Батан фокусируется не только на реализацию развлекательной функции, но также стремится поднять ряд проблем, актуальных для современности.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.