К вам всем, что мне, ни в чем не знавшей меры
Чужие и свои,
Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви.
Марина Цветаева
В истории народов, в том числе истории народа Осетии, есть немало талантливых людей, которые шли своим поэтическим, писательским путем и оставили глубокий след в развитии словесного творчества. Одними из них были Мамсуров Темирбулат Османович (1843-1899) –первый осетинский профессиональный поэт, писавший на латинице, и Коста Леванович Хетагуров (1859-1906) – основоположник осетинского литературного языка, поэт и публицист, писавший на осетинском и русском языках, первый осетинский живописец.
В жизни всегда на смену старшему поколению идет следующее поколение людей. Так и в творчестве - уважая предшествующих поэтов старшего поколения, следующее поколение поэтов идет своим творческим путём. Своим путем идут замечательные женщины – поэтессы. В их числе Ирина Гуржибекова и Зара Бадоева.
Скажу о Заре Ланктемировне Тугановой – Бадоевой. Она родилась 17 марта 1940 года в городе Иваново, Ивановской области РСФСР. В 1956 году, окончив среднюю школу, поступила в Ивановский энергетический институт имени Ленина. В связи с переездом родителей в город Баку, перевелась в Бакинский институт нефти и химии на энергетический факультет. После окончания института получила направление в НИИ Энергетики Академии наук Азербайджана. В 1968 году вышла замуж за Бадоева Тамерлана и переехала в город Шевченко Мангистауской области Казахской ССР. Дальнейшая трудовая деятельность была связана с проектными институтами Казахстана.
Стихи начала писать в 16 лет и пишет до сих пор. Зара говорит, что она их не сочиняет – они сами рождаются. Ее стихи – это мысли о душе, людях, природе, временах года, сегодняшнем и вечном. Творчество Зары началось тогда, когда она жила в Иванове, а затем последовательно развивала его в Баку, Шевченко и Гурьеве.
Вспоминая об Иванове, Зара говорит о том, что:
Отсюда веет маминым теплом,
Покой внушает папина защита,
И доброе понятье «отчий дом»
С понятьем «счастье» вместе слито.
Более 14 лет (1998 – 2012) Бадоева жила в городе Алматы, которому она посвятила такие строки:
Все, что смущало, здесь нашло ответ
И что таилось, выбралось на свет.
Здесь разум уловил значенье перемен
И действие пришло бездействию взамен,
Вкусил свободы угнетенный дух…
В 2012 года, в силу сложившихся семейных обстоятельств, она переехала из Алматы в Москву со своим мужем горным инженером-геологом по профессии – Тамерланом Бадоевым, где продолжает писать стихи. Наши семьи дружат много лет. Сейчас общаемся по телефону. В беседах Зара с большим чувством уважения отзывается о южной столице Казахстана.
А теперь хочу сказать о творчестве Зары, которая не раз говорила, что стихи напрашиваются сами собой, только им надо найти место на бумаге.
Стихи, поверь, не сочиняют,
Скорей их автору внушают,
Мысль проникает внутрь него
И приживается легко.
Мысль ту он изучает
И душа в нее вникает.
И строчки льются на бумагу,
Людскую продолжая сагу.
Итак, передо мной сборники стихов Тугановой - Бадоевой, изданные различными тиражами в Алматы в 1998, 2002, 2003, 2006. 2009, 2011 годах. В предисловии сборника, изданного в 1998 году, Зара отмечает, что «Стихосложение для меня - это потребность, которая возникла как защита, как предохраняющий озоновый слой от «лжеэмиграции» и сиротства, последствия которых испытали многие в наше время».
Наше время – это время домофонов, смартфонов, планшетов, нанотехнологий, отрыва многих от духовности и гуманности. В поэтическом творчестве Зары звучит мотив мироощущения. Она пишет, что наше время – это одновременно «работа души, меняющая мироощущение, это удивительно интересный процесс. Начиная стихотворение, я не знаю, как разовьется мысль и это значительней чем то, о чем идет речь. Это всегда сюрприз. Слова, которые рождаются как бы вне тебя, выводят сознание на другой уровень, внушая свободу, непривязанность, вырывают из привычной среды, в конце концов, всё тягостное и ненужное, оставляя необходимое, укрепляя связи с любимыми и ценным».
И далее размышляет: «Слово в поэзии обладает способностью уводить дальше и быстрее, чем ты ожидаешь, за пределы твоей личности. К сожалению, метафизика стиха не всегда видна читателю. Многое остается между строк. Стихосложение дает возможность интеллектуально решать проблемы обыденного, как это ни парадоксально. В этом, безусловно, некая магия стиха».
Все, о чем Зара размышляет – глубоко личностное, которое она пропускает через свою душу. Своими стихами она утверждает, что в человеке есть два начала - созидателя и разрушителя. Зара, как философ и тонкий психолог, манит и не отпускает, ярко выставляя различные стороны жизненного бытия. В ее поэзии ощущаются характеры и принципы, происходят драмы и трагедии.
Автора волнуют темы вечности и возможности сделать больше:
Все вспоминаю и скорблю
О том, что не смогла любовью
Я душу спеленать твою.
Зара наблюдает, а затем отзывается и пишет о временах года и природе. Вот одно из них:
Зима сойдет на нет
И явится весна,
И явится ответ,
Порвав оковы сна.
И тихую печаль
Вберет в себя простор,
Пронзит тоской февраль
Преображенный двор.
И станет время ткать
Из множества примет
Свой голос, лик и стать,
Впечатывая след.
Набухнет в почке мысль,
Взрываясь изнутри.
И обнажится смысл
Зеленой кутерьмы.
И заспешит трава
Явить свой изумруд,
Чтоб взять свои права,
Как радости берут.
С небес спадет вуаль
И хлынет чистый свет,
И станет ясной даль
Меняя суть и цвет.
И трели зазвенят,
Пронзая тишину,
Пернатостей отряд
Нам возвестит весну.
На землю хлынет вновь,
Уже в который раз,
Вселенская любовь,
Волнуя слух и глаз.
А вот другие стихи:
ххх
Март холоден, но чист, открыт,
В нем есть прозрачная правдивость,
Ветров угрюмость до поры
И чуть задумчивая молчаливость.
ххх
Зной, аромат, безмятежность,
Лето в зените своем,
Землю окутала нежность
Небо безмолвствует в нем.
Мысли почти растворились,
Редкая искра сверкнет,
Грусть и печаль удалились,
Радость повсюду живет…
ххх
Явилась осень, вытеснила лето
И напоила воздух горечью тоски
Переиначила порядок цвета,
Забрызгав охрой травы и листки.
ххх
Сосна в заботе и печали…
Склонилась над карагачем,
Листва, пылая, в нем кричала
Скажи, ты знаешь ли о чем?
Что чувствует трава под утро,
Когда мороз ее сковал…
А лист, когда его срывают
Порывом дерзновенным вдруг.
Что он в полете прозревает,
Поддержку ищет ли вокруг?
И что при этом древо мыслит,
Глядя во след…
Представить только эти мысли
Душевных сил не хватит, нет…
Звонко и радостно звучат строки стихотворения о счастье:
Фарфоровый купол небес
Покрыт и расчерчен ветвями,
В нем выпуклость тайны и срез,
Изученный с детства нами.
Мистичен и тонок узор,
О чем письмена те вещают?...
Стремится проникнуть взор
Вглубь тайны. Она обольщает
Невидимой маской любви,
Беззвучною музыкой счастья,
Нежданным волненьем в крови
От мига ее самовластья...
Удивительно по драматичности стихотворение Зары об Одуванчике, который был отвергнут надменной красавицей Розой:
Одуванчик среди роз
Вверх тянулся, бойко рос.
Весел был и был отважен
Честен, чист, в шелка обряжен.
Он расцвел в соседстве с Розой
Чуть прозрел, - увидел слезы
На ланитах - лепестках
И промолвил, - Роза, ах!
Что печалит Вас так сильно?
Слезы катятся обильно!
Я - защитник Ваш отныне!
Прочь печали и унынье!
От любых невзгод спасу
Вашу дивную красу.
- Вы смешны, - сказала Роза,
Мне лицо омыли росы.
Не нуждаюсь я в защите,
Встреч со мною не ищите,
Птицы мне поют рулады.
Мне глаза людские рады.
Солнце светит только мне,
Вы нелепы и глупы,
Звезды блещут только мне.
Дерзкий стебель из толпы!
Одуванчик растерялся и ответить побоялся.
Он главу печально свесил,
Стал он глух, угрюм, невесел,
Приключилось что-то с ним.
На заре он стал седым.
Это стихотворение - аллегория. Ведь в жизни кто-нибудь из нас был розой или одуванчиком. Зара многое передумала и осмыслила о взаимоотношениях между духовным и разумным. И долго не решалась шагнуть из замкнутого круга плутаний и терзаний между духом и разумом. И она сделала шаг в простор неизвестности для своего сердца, выразив это стихотворением:
День приоткрыл калитку в неизвестность,
Что ждет за ней на этот раз?
Ужель опять вопрос известный,
Которому ответа не находит глаз?
Опять бесплодные плутанья,
Опять терзанья в поисках пути,
В порывах ложных узнаванья,
В попытках вырваться, уйти
От бесконечных обвинений
Себя и слабости ума,
И на крылатости стремлений
Подняться с силами сама.
Зима запорошила всю округу,
А мне не разгадать и не понять,
Тугую криптограмму круга,
Прикована я к ней опять…
Ужель не надоел тебе весь этот вздор?
Шагни из круга вон, в простор,
Осваивай его сама,
Не слишком доверяя проискам ума,
Прислушивайся к сердцу своему,
Давно пора довериться ему.
И это не все, она не останавливается на этом, идет дальше. Продолжает творческий поиск ответа на вопрос о душе и разуме. И приходит к созданию целой поэмы под названием «Диалог между душой и разумом». Со всей откровенностью должен отметить, что это необычная поэма о духовности и разумности, об их значимости в самой Заре, в людях, в их судьбах и истории.
Приведу только начало поэмы большого диалога между душой и разумом:
Душа. Друг Разум. Растолкуй мне выраженье
«О смерти помни человек»,
Твое хочу услышать мненье
Среди кочующих из века в век.
Разум. Но ведь тебя не тронет смерть,
Душа, Ты созерцаешь, вечностью дыша.
Душа. Все так, но дело не во мне, а в знанье,
Которое позволило бы телу избежать
Очередной беды и наказанья.
Утихомирить, обуздать, сдержать
Эмоции, рожденные тобою,
Ты часто провоцируешь, не скрою.
У нас, у каждого задача здесь своя
Честна, как видишь, пред тобою я.
Разум. Да, да, довольно откровенно,
Что ж, отплачу я тем же непременно.
По нраву мне открытость и напор,
Влекут они здоровый спор.
Так вот, - «момэнто мори» - выраженье
Предупреждает испокон веков,
Что все желанья и раденья
Для человека - суть оков.
Они привязывают к миру,
Чем крепче, тем больнее рвать.
Зара знакома с творчеством многих поэтов, в том числе с творчеством Шекспира, Беллы Ахмадуллиной, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака. Но она не подражает им. Она самостоятельна, она на своем творческом пути, в котором помогают ей создатель и сама жизнь.
Стихи Зары отражают ее жизненную позицию. Все, о чем она пишет, имеет духовную связь с нашим сегодняшним днем. При этом она ничего не навязывает, не морализует. Многое в стихах оставляет между строк. Недосказанность, аллегоричность оставляет право выбора соглашаться с ней или нет.
Творчество Зары Тугановой - Бадоевой – полно духовности, зовет к дружбе между всеми нами, глубоким размышлениям о сегодняшнем и вечном, согревает своей теплотой, которой не хватает, когда изобилие информации, частые стрессы вызывают защитную реакцию, делают многих и многих бесчувственными индивидуумами, когда на смену доброте настойчиво продвигаются зависть и ложь, нечестность, безразличие к судьбам других. Зара, обращаясь к человеку, вдохновляет его:
Не печалься, все пройдет,
Все трагедии, невзгоды.
Все, что было, все уйдет,
Утекут событий воды.
Казбек МАМСУРОВ
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.