Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
ПРОЗА
«Тайна старого особняка» – роман, который имеет ша...

01.06.2020 3524

«Тайна старого особняка» – роман, который имеет шанс остаться в истории литературы 12+

«Тайна старого особняка» – роман, который имеет шанс остаться в истории литературы - adebiportal.kz

«Тайна старого особняка» – исторический и мистический роман одновременно. Инцидент проиcходит в двухэтажном доме, расположенном в центре Каркаралинска. Этот дом построил татарский купец. Он приехал к казахам в начале ХХ века и так разбогател, что кипятил самовар бумажными деньгами.

Это был Восьмиквартирный, двухэтажный дом с подвалом и зеленой крышей, вырезанный из сосны так, что его можно было оставлять в наследство не только сыну, но и внукам. Хозяин говорил: Я построю такой дом, который не колыхнется, даже если земля будет колебаться, можно предвидеть жизнь дома по дереву, из которого он выстроен. И не зря он испытывал чувство гордости, ведь такого высокого, издалека привлекающего внимание дома еще не было в этом районе.

После смерти татарского купца наследство остается его единственному сыну. В период после революции, когда царил Советский Союз имущество богатых купцов конфисковали, а сами они были репрессированы и сосланы в Сибирь. Наследник купца - Арслан, собирался бежать в Казань, но никак не мог убедить вторую жену Хадишу, которая подарила ему сына, уехать вместе с ним. Хадиша, в чьем характере властность и невежество дополняли друг друга, вовсе не понимает и не хочет принимать этой опасности. Ее сокровенное желание - не потерять дом. С этой же целью она решает соединить свою жизнь с начальником НКВД и они остаются жить в купеческом доме. Чтобы не потерять дом, Хадиша готова не только пожертвовать своей судьбой, но и судьбой своего первенца. Главной целью Арслана, спустя некоторое время снова постучавшего в ворота большого дома, было не забрать своего сына, а получить сокровища, спрятанные под домом.

За дверью раздался стук, условный сигнал. «Хадиша, это я, твой муж, Арслан», - сказал пришедший человек. Женщина, не будучи способной сопротивляться, поднимает тяжелый крюк ворот. Каждый тяжелый шаг идущего впереди человека будто впечатан в ее сердце. «Мой господин, этот человек – это ведь Арслан», - говорит женщина. Пришедший - действительно настоящий хозяин дома. Но тот, кто лежит на почетном месте – заместитель начальника милиции, присвоивший и имущество, и жену купца. Историю жизни этих троих, их судьбы, связывает Шанырак, когда-то построенный отцом Арслана.

Окажись Хадиша, не побоявшаяся осквернить супружеское ложе, немного умнее, то не поддавалась бы на уговоры начальника НКВД и не сообщила ему тайну, рассказанную законным мужем.

Борясь за клад новый муж Хадиши убил Арслана и уложил в сундук с сокровищами в подвале дома. За Арслана не была прочитана заупокойная молитва, его не похоронили с почестями, и теперь во время полнолуния его призрак бродит по большому дому.

Во второй части книги призрак становится действующим лицом и по уровню накала сюжет романа не уступает лучшим работам Стивена Кинга.

Язык книги яркий, живописный, автор умело использует его художественные особенности.

Когда беглец Арслан через некоторое время возвращается в дом отца, его печаль проявляется красочно и тонко:

Арслан с тоской смотрит на каждый угол шанырака, на каждое отверстие пола. Для него этих двух бедняг, как будто и нет рядом. Пусть они и не разговаривают, но стены все расскажут, и все вещи вокруг, принадлежавшие отцу будут шептать без умолку. Как будто все ученые из книг библиотеки, которая когда-то удивляла весь народ, сидят на почетных месте... Как будто дом, построенный кровью и потом его отца, узнав своего хозяина, встречает его горькими слезами.

Вес трагической фабуле романа придает и совпадение с историческими событиями, ставшими его ядром. Именно в этом проявляется эмоциональная сила романа, мастерство писателя.

Особенно сильно раскрыт образ Хадишы, свидетельницы злодейства второго мужа, убившего Арслана прямо у нее на глазах.

Сауле Досжан создала в романе образ женщин, выписанных узнаваемым собственным стилем, искренним, удерживающим внимание читателя.

«Тайна старого особняка» - произведение, написанное образно и талантливо.

Хочется отметить, что проза Сауле Досжан будет прочитана может быть прочтена на каждом уровне, и как художественное произведение с захватывающим сюжетом и как историческое свидетельство своего времени. Перед прозой Сауле Досжан стоят большие перспективы. На сегодня она самый читаемый автор. Отдавая дань ее фантазии и мастерству, стоит ждать и новых, не менее замечательных историй, чем представляемый нами здесь исторический и мистический роман «Тайна старого особняка».

P.S. «Тайна старого особняка» еще не переведена на русский язык. Но в ближайшее время книга будет переведена и найдет путь к своим читателям, а затем и к их сердцам.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.