Испанский драматург Хасинто Бенавенте-и-Мартинес родился в Мадриде. Он был младшим из трех детей известного и преуспевающего педиатра. Воспитываясь в культурной семье, он рано стал посещать театр и ставить детские пьески для своих близких. В 1882 г. юноша поступает в Мадридский университет на факультет права. Впрочем, студентом он оказался довольно нерадивым и после смерти отца в 1885 г. ушел из университета и посвятил себя литературе. В течение нескольких лет Б. вел светскую жизнь, а затем стал актером.
Первая из опубликованных книг Б. называлась «Фантастический театр» (Teatro Fantastico, 1892) и состояла из кратких драматических диалогов. Через год писатель выпустил том стихов (Versos) и прозаический сборник «Письма от женщин» (Cartas de mujeres) – первые опыты начинающего писателя в раскрытии женской психологии. Его первая пьеса «Чужое гнездо» (El mdo ajeno, 1894) успеха не имела, зато вторая, «Известные люди» (Gente conocida, 1896), значительно упрочила его популярность.
Вскоре Б. стал известен как один из вождей «поколения 1898 г.», группы испанских писателей, которые стремились восстановить престиж Испании после поражения в испано-американской войне. В 1899 г. драматург стал редактором журнала «Литературная жизнь» (Vida hterana), рупора этого движения.
В своих ранних пьесах Б. сознательно порывает с мелодрамой Хосе Эчегарай, ведущего испанского драматурга предшествующего поколения. Романтической декламации Б. предпочитает сатиру и иронию. В пьесах Б. интрига – не главное, в основе его творческого метода – остроумие, тонкие социальные намеки и психология характеров. Успехом пользовались такие его ранние пьесы, как «Губернаторша» (La gobernadora, 1901), сатира на коррупцию в провинциальном городке, «Субботняя ночь» (La noche del Sabado, 1903), аллегорическая пьеса о декадентах на Ривьере, «Принцесса Бебе» (La Princesa Bebe, 1906), тонкая сатира, в которой аристократические идеалы противопоставляются демократическим.
Б. проявил себя во многих жанрах: из-под его пера выходили комедии, крестьянские драмы, трагедии, водевили, либретто для оперетт, пьесы для детей, сказки, драматические сцены в стиле восточного театра. В 1907 г. драматург пишет в манере итальянской комедии масок свою тридцать третью по счету пьесу «Игра интересов» (Los intereses creados). В этой, быть может, самой значительной пьесе Б. хитрый слуга Криспин, пытающийся сосватать своему хозяину богатую девушку, выступает в роли своеобразного режиссера, которому подчиняются остальные действующие лица – самодовольные и эгоистичные марионетки. Кстати, сам Б. не раз на сцене играл роль Криспина.
С 1908 по 1912 г. Б. пишет не так много пьес, как обычно; в эти годы он ведет еженедельную рубрику в мадридской газете «Беспристрастный» (Imparcial), где пишет на самые различные темы, и становится ведущим литературным критиком Испании.
Пьеса «Страстотерпица» (La malquerida) была написана в 1913 г.; эта натуралистическая и психологическая трагедия из крестьянской жизни была единственной пьесой Б., которая пользовалась успехом в Соединенных Штатах, где она два года шла в Нью-Йорке и в провинции.
В 1920 г. Б. становится главным режиссером театра «Эспаньоль», национального театра Испании. В этом же году он выставляет свою кандидатуру в кортесы (парламент страны), однако терпит неудачу. В начале 20-х гг. качество его литературной продукции постепенно снижается, и новое поколение критиков относится к его творчеству пренебрежительно. В течение четырех лет Б. не написал ни одной пьесы.
Именно в этот период, в 1922 г., драматургу присуждается Нобелевская премия по литературе «за блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы». Пер Хальстрем, представитель Шведской академии, отметил в своей речи, что «Б. созерцает мир на редкость острым и проницательным взором, а созерцаемое измеряет и взвешивает чутким и гибким интеллектом». «Его главная цель, – продолжал Хальстрем, – воспроизвести богатство и полноту жизни, показать игру характеров и борьбу умов с максимальной правдивостью». На официальной церемонии вручения Б. отсутствовал, поэтому премия была вручена испанскому послу в Швеции.
Когда Б. был награжден Большим крестом Альфонсо Мудрого, весьма престижной испанской литературной премией, и удостоен (1924) звания почетного гражданина Мадрида, он вновь вернулся к драматургии. В том же году с успехом шла на сцене его пьеса «Уроки хорошей любви» (Lecciones de buen amor). В последующие годы творческая активность Б. заметно возросла – всего же им создано более 170 пьес. Впрочем, пьесы, написанные после получения Нобелевской премии, по единодушному мнению критиков, уступают его ранним произведениям.
Во время гражданской войны симпатии Б. были на стороне республиканцев. Его местонахождение долгое время оставалось неизвестным; ходили слухи, что драматург был убит сторонниками генералиссимуса Франко. Согласно другим сведениям, Б. бежал в Валенсию, где был схвачен националистами, возвращен в Мадрид и посажен под домашний арест. После войны писатель принял режим Франко, чем разочаровал многих своих либеральных друзей и поклонников.
В 1944 г., в связи с пятидесятой годовщиной со дня появления на сцене первой пьесы драматурга, Б. получил поздравления со всех концов Испании, его наиболее популярные пьесы шли во многих театрах в новой постановке. Спустя четыре года писатель был удостоен премии Мариано Кавиа за лучшую газетную статью, опубликованную в испанской прессе.
Б., который никогда не был женат, продолжал писать для театра вплоть до самой смерти – писатель умер в Мадриде в 1954 г. от инфаркта.
В годы расцвета его таланта творчество Б. пользовалось огромной популярностью не только в Испании, но и во всей Европе, а также в Соединенных Штатах Америки. В 1920 г. английский прозаик Сторм Джеймсон сравнил Б. с «величайшими испанскими драматургами». «Его комедиям свойственны исключительная фантазия, поэтическая грация, техническое совершенство и интеллектуальная исключительность», – писал Джеймсон. В 1929 г. в своей книге о современной испанской литературе английский критик Лесли Уоррен назвал Б. «ведущим испанским драматургом», а в 1947 г. американский литературовед Горацио Смит заметил, что произведения Б. «дают основание считать его одним из самых выдающихся современных сатириков». «Многие из его персонажей переживут его, – отметил эквадорский писатель Луис Харамильо в одной из своих статей в 1971 г., – ибо они не призраки или фантомы, а реальные люди, мужчины и женщины, живущие повседневной жизнью. При этом они сохраняют поэзию, которой их наделил Б. благодаря своему таинственному и магическому таланту».
Тем не менее после смерти Б. отношение к нему критики изменилось. «Его пьесы не выдерживают тщательного анализа, – писал в 1955 г. американский литературовед Роберто Г. Санчес. – В то же время Б. был достаточно умен, чтобы обмануть многих интеллектуалов». Хотя испанский критик Альфредо Маркери считает, что «театр Б. лишен идей и философских наблюдений», он вместе с тем подчеркивает: «Б. имеет много общего с Оскаром Уайлдом и Бернардом Шоу, прежде всего их роднит ирония, игра слов... благодаря чему мысли персонажей звучат по-новому, оригинально».
Источник: noblit.ru