Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
РЕЦЕНЗИЯ
Проза Алибека Аскарова ...

01.05.2019 4342

Проза Алибека Аскарова

Проза Алибека Аскарова        - adebiportal.kz

Алибек Аскаров — писатель, лауреат Государственной премии Казахстана. Родился в 1951 году в Катонкаргайском районе Восточно-Казахстанской области.

Закончил Алматинское художественное училище и КазГУ — факультет журналистики. Автор десяти прозаических произведений.

В свет вышли сборник рассказов и повестей на русском языке «Родники рождаются в горах», сборник рассказов из цикла «Истории минувшей эпохи» под названием «Скрип соленого сердца».

Одним из необычных рассказов является «Мона Лиза». Действия разворачиваются в середине 60-х. Это произведение про юношу Толеужана, родившегося в казахском ауле под Бетпакдалой. Мать его овдовела в возрасте 17 лет, отец умер на войне.

Толеужан поступил на факультет журналистики. Он с радостью погрузился в учение и книги, читал много и помимо основной программы успевал читать дополнительную литературу мастеров Европы. В то время как его сокурсники ходили в клубы и парк, он посещал оперу, филармонию и балет, нутром чуял, что все это ему в будущем пригодится.

И вот он закончил четвертый курс и поехал в Караганду на шестимесячную стажировку. По прибытии рьяно искал жилье, потому что гостиницу он явно не потянул бы. И нашел комнату в трехэтажном саманном доме, где жили строители. Взяв свои пожитки он приехал на место, вычистил комнату, разложил вещи и повесил Мона Лизу в золоченной рамке.

История этой картины такова. Как-то гуляя по художественной галерее Толеужан увидел альбом Леонародо да Винчи, но стоял он дорого. Позанимав деньги у своих знакомых, он все-таки купил альбом. Читал он, что излюбленным творением художника была Джоконда, то есть та самая Мона Лиза и везде носил картину с собой. Также решил поступить и Толеужан. Он вырезал из альбома картину, сделал красивое бумажное обрамление, поставил в рамку и везде носил с собой, где бы ни жил. Исключением были летние каникулы, когда он уезжал вместе со стройотрядом. Тогда он помещал картину в укромное место.

Так, он обустроился, но опоздал в первый же день в редакцию областной газеты. Придя поздно, встретился с недовольным лицом заведующего, который отправил его на шахту Кузембаева написать про его рекорд. Взяв с собой фотокорреспондента он поехал на редакционной машине на место задания.

Вечером усталый приехал в свою комнату и увидел в углу знакомый силуэт женщины, это оказалась Гуляйим-шеше — его мать. Как-то вмиг она состарилась, появились на лбу глубокие морщины, глаза впали и раскраснелись. Юноша не понимал, что происходило.

Мать сказала, что в ауле пошел слух о том, что он приобрел квартиру в Караганде и даже не пригласил на новоселье, а как оказалось, это было неправдой. Далее она рассказала о своей горькой доле, о том, что растила его одна, несмотря на многочисленные предложения руки и сердца от достойных кандидатов. Но главного не говорила.

Тогда Толеужан поставил чай и переспросил мать о ее переживаниях. Она как-то успокоилась и ответила расплакавшись, что он не оправдал ее надежд, выбрал среди всех женщину старше его, в конопушках, не казахской национальности, да еще и в положении и указала на картину «Моны Лизы».

Толеужан удивился и не знал, то ли плакать, то ли смеяться. Взял картину, порвал ее на кусочки и выбросил. Как же так, как же знаменитая картина обошла стороной его мать?

Лицо Гуляйим-шеше смягчилось и она принялась разглядывать комнату.

Читайте также: Встреча с детскими писателями-фантастами Казахстана

Другой яркий рассказ — «Скрип соленого сердца». Также называется один из сборников Алибека Аскарова.

О дядюшке Долдаше и его племяннике Кабдолде. Долдаш растил Кабдолду с измальства, с тех пор как он потерял своих мать и отца Молдаша — старшего брата Долдаша, погибшего во время Великой Отечественной войны под Сталинградом.

В заботах о племяннике дядя поздно женился, со временем у него появились свои дети, но переживать о Кабдолде и любить его дядя не переставал. Более того, племянник был единственной его надеждой. Дети выросли, свили свои гнезда и разлетелись кто куда. Кабдолда также уехал в город и поступил в институт. На последнем курсе женился и позже успешно окончил учебу.

Но у дяди была некоторая особенность — он всегда и везде читал книги о войне, а именно, о Сталинграде. Племянник порой удивлялся как дядя, имеющий три класса школьного образования в казахской школе, еле читающий по слогам, умудрялся читать целые тома. Но не решался задать вопрос. Дядя даже заказывал книгу в Москве, когда племянник ездил в командировку.

Так проходили годы. Однажды тетя позвонила Кабдолде и сказала, что Долдашу совсем плохо и он не встает с постели. Племянник выехал сразу же. Дядя некоторое время лежал в больнице, по выходу — дома. Видно было, что он изрядно ослаб. Казалось, несокрушимый воин теперь резко постарел и сдал.

Весь его стеллаж был полон книг — художественной литературы о Сталинграде, лишь одна энциклопедия маятником красовалась в сторонке.

Кабдолда удивился этому и дядя наконец-то раскрыл тайну своей коллекции. Его брат Молдаш заменил Долдашу в свое время отца, таким заботливым и ответственным был он. Так, Долдаш озадачился найти хоть какую-то весточку о своем старшем брате. Несмотря на возражение Кабдолды о том, что это художественная литература и лишь фантазия писателей с вымышленными именами, Долдаш-ага расстроился, ему стало даже плохо, ведь, по его словам, война — это не фантазия. И по всей видимости, будучи в здравии, дядя намеревался продолжить начатое, а именно, поиски каких-либо сведений о своем родном брате.

Писатель Алибек Аскаров знаком читателю в основном своими произведениями о природе, но писал он и рассказы, частично перекликающиеся с его деятельностью и образованием — журналистикой и художественным училищем.

Пишет он живым языком, приправленным острым юмором и любовью к семье и родине. Рассказы его о теплых отношениях внутри семьи, трогательных и искренних.

Фото: из открытых источников


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.