Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
Чтение на 10 минут
Символическое значение осени в произведении Калиха...

17.07.2024 1302

Символическое значение осени в произведении Калихана Ыскака "Қоңыр күз еді" 12+

Символическое значение осени в произведении Калихана Ыскака "Қоңыр күз еді" - adebiportal.kz

Произведение Калихана Ыскака "Қоңыр күз еді", впервые опубликованное в 1963 году, занимает особое место в казахской литературе благодаря своей уникальной способности передавать глубокие чувства и реалии жизни простого народа. Это повесть о жизни, мечтах и испытаниях главного героя, молодого человека по имени Қасым, который после смерти матери остаётся сиротой и переезжает в интернат. Через его историю автор исследует темы дружбы, человечности и взросления.

Тема произведения выражает ностальгические чувства по утраченным временам, а "Қоңыр күз" символизирует меланхолию и красоту осенних месяцев, оставляющих след в душе каждого человека. Литературный стиль Калихана Ыскака отличается особым вниманием к деталям и психологической глубиной, позволяя читателю глубже понять и пережить судьбы персонажей.

Автор не просто рассказывает о жизни главного героя, он также активно использует элементы реализма, чтобы показать социальные условия и вызовы, с которыми сталкиваются его персонажи. Используя образы интерната и школьной жизни автор демонстрирует, как юные сердца сталкиваются с первыми чувствами любви, а также с различными жизненными трудностями.

В своей повести писатель также проявляет чувство юмора и иронию, размышляя о сложностях человеческих отношений. Эти элементы делают текст более доступным и увлекательным для читателя, добавляя легкости в иногда мрачные темы.

Произведение начинается с описания осеннего пейзажа, погружая читателя в атмосферу мрачной и сырой осени в Алтайском крае. Дождь и грязная дорога создают настроение уныния и грусти. Туман, который "поглощает высокие хребты", усиливает ощущение заброшенности и изоляции.

Основное внимание здесь уделено неожиданной встрече Қасыма и Алтын. Их диалог начинается с взаимного узнавания и вопросов о том, как сложилась их жизнь за прошедшие годы. Встреча проходит в условиях осеннего пейзажа, что символизирует не только изменения в природе, но и в их собственных судьбах.

Описание Алтын до и после встречи подчёркивает тему изменений и времени. Қасым помнит её как красивую девушку, а теперь видит перед собой изменившуюся женщину. Эта встреча наполнена ностальгией и грустью по ушедшим годам, что подчёркивается атмосферой осени.

Динамика их разговора показывает, как трудно бывает восстановить связи после долгой разлуки. Несмотря на дружелюбные попытки Алтын наладить контакт, Қасым ощущает холодность и отчуждение, что, возможно, связано с их разными жизненными путями и внутренними изменениями.

Стилистически текст богат метафорами и детальными описаниями, которые помогают читателю глубже понять внутренние переживания персонажей и атмосферу сцены. Описания природы играют важную роль, создавая фон для эмоциональных взаимодействий героев.

Автор отлично передает чувство одиночества и беспомощности главного героя, Қасыма. Он впервые выходит «в свет», чувствуя себя потерянным без родных и близких. Описание барачной комнаты с грязной печкой и беспорядочно расположенными кроватями усиливает атмосферу заброшенности и безысходности.

Қасым встречается с другими мальчиками в интернате, и его приветствует один из них, который сразу же проявляет к нему дружелюбие, но также и любопытство. Этот мальчик, скорее всего, является неформальным лидером среди детей, так как он активно распоряжается, кто где будет спать, и помогает Қасыму освоиться. Несмотря на первоначальную приветливость, когда выясняется, что у Қасыма нет угощений, отношение мальчика меняется на более равнодушное, что показывает, как материальные ценности могут влиять на детские отношения.

Алтын, о которой мы говорили ранее, символизирует изменения, которые происходят с людьми со временем. В интернате же показывается, как детские характеры и поведение формируются под воздействием жестких условий и необходимости выживания. Взаимоотношения между детьми характеризуются борьбой за лидерство и уважение, что часто приводит к конфликтам и непониманию.

Произведение затрагивает темы социальной несправедливости и жестокости системы. Жарықжұлдыз рассказывает Қасыму о тяготах жизни в интернате, о несправедливых наказаниях и жестокости со стороны воспитателей и директора. Это отражает более широкую социальную проблему, где дети часто оказываются беззащитными перед лицом взрослых и системы, которая должна их защищать и воспитывать.

Көк ат (который используется для перевозки воды) и его упорное сопротивление могут символизировать борьбу и сопротивление детей против условий, в которых они оказались. Невозможность двигаться вперед и разбитая телега с водой — это метафоры препятствий, которые стоят на пути детей к лучшей жизни и образованию.

Описание вечернего времени суток в деревне создает ощущение тишины и спокойствия. Мы видим и чувствуем как в ауле тихо, где единственные звуки исходят от собак. Введение женского голоса, поющего вдалеке, добавляет мистическую и эмоциональную окраску. Пейзаж становится еще более живописным и атмосферным с появлением луны и описанием "самарқау самал", что подчеркивает красоту и умиротворение сельской жизни.

Отношения между персонажами развиваются через их диалоги и действия. Главный герой Касым и Жарықжұлдыз обсуждают Алтын, чей голос звучит в ночи. Эта сцена показывает, как песня и голос могут вызывать воспоминания и эмоции. Жарықжұлдыз активно участвует в диалоге, что раскрывает его как персонажа, способного к сочувствию и пониманию.

Когда Алтын появляется перед ними, описания ее внешности и поведения показывают, что она важна для главного героя. Описания ее внешности, такие как "сопақша келген аппақ беті" и "қарақат көздер", делают ее образ живым и запоминающимся. Эта встреча также подчеркивает, как внешний вид может измениться с годами, но внутренние качества и талант остаются неизменными.

Разговор между главными героями и Алтын раскрывает тему изменений и времени. Алтын рассказывает о своей жизни, о том, как она развелась с мужем и как теперь заботится о своем единственном ребенке. Этот диалог показывает, как жизненные обстоятельства могут измениться, и как люди адаптируются к новым условиям. Воспоминания главного героя о прошлом, о его первой любви и о том, как все изменилось с тех пор, подчеркивают меланхолию и ностальгию. Отношения между персонажами развиваются через их диалоги и взаимодействия. Алтын и Қомшабай, несмотря на их давнюю дружбу, показывают сложность человеческих чувств и взаимоотношений. Қомшабай раскрывает свои чувства к Алтын, что добавляет глубину его характеру и показывает, как сильны могут быть чувства, даже если они не всегда выражены словами.

Использование символики в тексте помогает углубить понимание и восприятие произведения. Луна, песни и природные элементы  подчеркивают настроение и эмоциональную глубину сцены. Эти символы создают чувство гармонии и связи с природой, что является важным элементом произведения.

Произведение "Қоңыр күз еді" прекрасно иллюстрирует навыки Калихана Ыскака в передаче сложных эмоциональных состояний и социальных реалий через детализированные описания и яркие персонажи. Он исследует темы одиночества, изменений, борьбы и социальной несправедливости, делая произведение актуальным и трогательным для широкого круга читателей.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.