Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Авторы
Р
Роллан Ромен

Роллан Ромен

Ромен Роллан (Romain Rolland) (1866-1944), французский романист и публицист, родился в обеспеченной буржуазной семье в Кламси, маленьком городке на юге Франции, где провел детские годы. Его отец, Эмиль, был адвокатом, уважаемым в городе человеком, а мать, урожденная Антуанетта Мари Куро, - набожной, замкнутой женщиной, по желанию которой в 1880 году семья переехала в Париж, чтобы сын мог получить хорошее образование. 

С ранних лет, когда мать обучала его игре на пианино, Ромен полюбил музыку, особенно произведения Бетховена. Позже, будучи учеником лицея Людовика Великого, он столь же сильно полюбил сочинения Вагнера. В 1886 году юноша поступает в весьма престижную Эколь нормаль сюперьер, где изучает историю, готовясь стать университетским ученым, чего так хотела его мать, и в 1889 году получает диплом преподавателя. 

С 1889 по 1891 год Pоллан едет по стипендии в Рим, где изучает историю в Эколь франсэз, однако со временем утрачивает интерес к исследовательской работе и под впечатлением исторических пьес Шекспира начинает писать цикл исторических драм, в основе которых лежат события и личности итальянского Возрождения. В Риме будущий писатель знакомится с Мальвидой фон Мейзенбуг, немкой, которая была другом и доверенным лицом таких знаменитостей XIX века, как Лайош Кошут, Джузеппе Мадзини, Фридрих Ницше и Рихард Вагнер. Ее идеалистическая философия и интерес к немецкому романтизму существенно повлияли на образ мыслей Роллана. 

Вернувшись в 1891 году в Париж, Роллан продолжает писать пьесы и заниматься исследовательской работой. В октябре 1892 году он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога. В том же году молодожены возвращаются в Рим, где Роллан начинает работу над диссертацией об оперном искусстве до Жана Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти. В 1893 году Роллан вновь приезжает в Париж, занимается здесь преподавательской и научной работой, а также литературой. Двумя годами позже в торжественной обстановке он защищает первую в Сорбонне диссертацию в области музыки, после чего получает кафедру музыкознания, специально для него учрежденную. 

В течение следующих 17 лет Роллан совмещает занятие литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а также в двух других учебных заведениях: в Школе социальных исследований и Эколь нормаль сюперьер. В это же время он знакомится с Шарлем Пеги, поэтом-католиком, в чьем журнале "Двухнедельные тетради" ("Cahiers de la Quinzaine") Pоллан печатает свои первые произведения. 

Поскольку Роллана больше всего интересовала история культуры, в особенности ее решающие или, как он их называл, "героические" периоды, он начал писать не отдельные произведения, а целые циклы, работу над которыми не всегда доводил до конца. Первый такой цикл пьес, посвященный итальянскому Возрождению, остался лишь в набросках и напечатан не был, а второй - "Трагедии веры" ("Les Tragedies de la foi") - включал в себя три пьесы: "Святой Людовик" ("Saint Louis", 1897), "Аэрт" ("Aert", 1898) и "Торжество разума" ("Le Triomphe de la raison", 1899). B последующие циклы писателя входили не только пьесы, но биографии и романы. 

Три исторические пьесы, вошедшие в "Трагедии веры", совмещали в себе искусство и социальную критику, ими Роллан стремился вселить в своих сограждан веру, мужество и надежду, которых, по мнению писателя, так не хватало во Франции того времени. Тем не менее "Трагедии веры" мало что изменили во французском театре, где в это время процветала мещанская мелодрамы. Это и навело Роллана на мысль о народном театре; подобно Льву Толстому, которым он восхищался и с которым переписывался, Роллан полагал, что публика должна воспитываться на героических примерах. Заинтересовавшись статьей Мориса Поттеше "Народный театр", Роллан в 1903 году в "Двухнедельных тетрадях" опубликовал манифест, призывающий противодействовать пессимизму и материализму 80-х годов XIX века и вышедший впоследствии отдельной книгой - "Народный театр" ("Le Theatre du peuple", 1918), где писатель говорит о необходимости создавать новые Пьесы, в основе которых лежали бы исторические события, вдохновляющие публику. 

Роллан создал цикл пьес, посвященный французской революции, в духе исторических хроник Шекспира. Три такие пьесы вошли в цикл "Театр революции" ("Theatre de la Revolution", 1909), завершившийся спустя 30 лет драмой "Робеспьер" ("Robespierre", 1939). Эти дидактические, полные патетики пьесы на политические темы в то время, когда главенствующим литературным направлением был натурализм, прошли незамеченными; успех к ним пришел позже - в Германии после Первой мировой войны, а во Франции - в 1930-е годы. 

Роллан задумал также серию биографий знаменитых людей, жизнь и деятельность которых могла бы стать примером для читателя. Его биограф, Уильям Томас Старр, полагает, что Роллан написал "Жизнь Бетховена" ("Vie de Beethoven", 1903), первую и наиболее удавшуюся биографию серии, "в знак благодарности за источник вдохновения в минуты отчаяния и безнадежности". Отчаяние, вероятно, во многом было вызвано разводом писателя с женой в 1901 году. Закончив в 1905 году биографию Микеланджело, Роллан отказывается от продолжения биографической серии, так как приходит к выводу, что правда о трудной судьбе великих людей едва ли подействует на читателя вдохновляюще. Впрочем, Роллан остался верен биографическому жанру и позже, когда пишет биографии Генделя (1910), Толстого (1911), Ганди (1924), Рамакришны (1929), Вивекананды (1930), Пеги (1944). 

"Жан-Кристоф" ("Jean-Christophe"), десятитомный роман, выходивший с 1904 по 1912 год, представляет собой историю жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Бетховен, а также широкую панораму европейской жизни первого десятилетия XX века. Отдельными частями роман печатался в "Двухнедельных тетрадях" Пеги и сразу же получил мировую известность и принес Роллану международное признание, после чего писатель уходит из Сорбонны (1912) и целиком посвящает себя литературе. Австрийский писатель Стефан Цвейг утверждал, что "Жан-Кристоф" - это результат разочарования Роллана в биографическом жанре: "Поскольку история отказала ему в образе "утешителя", он обратился к искусству..." 

Нобелевскую премию по литературе за 1915 год Роллан получил в основном благодаря "Жан-Кристофу". Как таковая премия была вручена писателю лишь в 1916 году - отчасти из-за скандала, вызванного тем, что Pоллан, поселившийся незадолго до Первой мировой войны в Швейцарии, опубликовал в 1915 году страстные антивоенные статьи под названием "Над схваткой" ("Audessus de la melee"), где ратовал за свободу и интернационализм, против несправедливости и ужасов войны, а также против бывших пацифистов, которые во время войны стали ярыми националистами. Роллан получил Нобелевскую премию по литературе "за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи". Из-за войны традиционная церемония награждения не проводилась, и Роллан с Нобелевской лекцией не выступал. 

Политические взгляды Роллана продолжают оставаться противоречивыми, и особенно по отношению к Советскому Союзу, который он всячески поддерживал, хотя и критиковал за ошибки. Вообще в годы между мировыми войнами писатель все больше времени и сил уделяет политике и общественной жизни и в то же время по-прежнему очень много пишет: это музыковедческие статьи, биографии, пьесы, дневники, воспоминания, письма, очерки, романы. В 1920-е годы он увлекается индийской религиозной и политической мыслью; в 1931 году к нему в Швейцарию приезжает Ганди, биографию которого Роллан написал в 1924 году. Главным художественным произведением этого периода становится шестой цикл писателя "Очарованная душа" ("L'Ame enchantee", 1925-1933), семитомный роман, в котором описывается мучительная борьба женщины за реализацию своих духовных возможностей. Отстаивая право на самостоятельный труд, на полноправное гражданское существование, Аннет Ривьер, героиня романа, освобождается от иллюзий. 

В 1934 году Роллан женился на Марии Кудашевой, а четыре года спустя вернулся из Швейцарии во Францию. Во время Второй мировой войны писатель оставил свою позицию "над схваткой" и занял место в рядах борцов с нацизмом. 30 декабря 1944 года Роллан скончался от туберкулеза, которым страдал с детства. Его письмо, прочитанное вслух в Сорбонне, в котором писатель выражает соболезнование семьям деятелей науки и искусства, погибших от рук нацистов, было написано за три недели до смерти, 9 декабря. 

Личность Pоллана, его идеи, возможно, больше повлияли на современников, чем его книги. Его друг Мари Дормуа писала: "Я восхищаюсь Роменом Ролланом. Я также восхищаюсь "Жан-Кристофом", но человек мне, пожалуй, нравится больше, чем автор... Он был поводырем, маяком, показывающим путь всем тем, кто колебался, у кого не хватало сил, чтобы пройти свой путь в одиночку". Некоторые критики недооценивали литературные достижения Pоллана, в книгах которого отдельные слова оказывались порой куда менее важными, чем общий смысл, основная идея; существует также мнение, что "Жан-Кристоф", задуманный Ролланом как симфония, расплывчат и бесформен. По поводу поздних книг Роллана английский романист и критик Э. М. Форстер писал, что Роллан "не оправдал надежд, которые он подавал в молодости". Наиболее взвешенная оценка творчества Роллана принадлежит его биографу Старру, писавшему, что, "если не считать "Жан-Кристофа", Роллана будут помнить не как писателя, а как одного из наиболее активных и решительных защитников человеческого достоинства и свободы, как страстного борца за более справедливый и гуманный общественный строй". Старр утверждал также, что, "возможно, еще не пришел час оценить Ромена Роллана по достоинству... Только время способно отделить гениальное от преходящего, недолговечного".