Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Айша
Айша - adebiportal.kz
Рейтинг:

Библиотека


Героиня одноименной повести Сакена Сейфуллина.  Айшу, слывущую едва ли не первой красавицей в ауле, собираются выдать замуж за старика, который овдовел менее месяца назад, а теперь решил взять себе молодую невесту, но и здесь все не так просто – никогда бы не взял Шакир в жены Айшу, если бы был помоложе и родители ее были более знатными. А так с помощью золота и скота он заполучил ее, купил, как товар на рынке. Ни матери, ни у отца не встретила бедная девушка сочувствия, так как деньги перевесили все: «Временами, правда, просыпалась в нем жалость к дочери, но богатство, неожиданно свалившееся на голову, было слишком весомым, чтобы долго печалиться о ее судьбе. В конце концов - такова женская доля!». Вот именно о «женской доле», которая сделала несчастными столько семей, пишет Сакен Сейфуллин с таким гневом, в уста девушки вкладывая свои мысли: «Что хотите со мной делайте, но прощаться я ни с кем не стану. В чьем доме готово угощение для меня? Чье благословение я должна получить? И на что благословляете меня вы, родители, сбыв меня с рук и продав вдовцу? Как пса бездомного, гоните меня за порог, торопитесь, сердитесь! Не мил мне мой род, если он так поступает со мной! И если лошади готовы, то и я готова. Приведите сюда коня. Велите сесть в седла тем, кто поедет к каракесекам за моим выкупом».

«Айша» - это горькое и трагичное путешествие в глубины женской души, души поруганной, но не сдавшейся, души сильной, несгибаемой и честной. «Хмурое лицо, плотно сдвинутые соболиные брови, глаза, полные тоски... Она не слыла в ауле хохотушкой, но на сей раз выражение ее лица было столь красноречиво, что даже посторонний заметил бы, что ее гнетет печаль. И сердца ее сверстниц сжимались от жалости к девушке, но они таили свои чувства и во что бы то ни стало пытались развеселить Айшу». 

Темы классового неравенства, богатства, разделяющего семьи и способствующего разложению морали – все они тесно взаимосвязаны с судьбой Айши: «Ведь все они - внуки одного и того же деда, но проклятое богатство развело их в разные стороны. И если бы не богатство, разве додумался бы отец отдать рябому старику, обремененному детьми, нежную Айшу, похожую на белую лебедь. Будь проклято ты, богатство!»

Не одну женщину постигла участь несчастной, о которой вспоминала Айша, готовясь к побегу, и соглашаясь с тем, что лучше уж смерть, чем та жизнь, что ожидала ее: «Все медленней и медленней билось сердце. Прыгали, кружились снежинки. Угасающему взору чудилось: злобные джинны сидят на снежинках, хлопают в ладоши, заливисто хохочут. Смеялась, играла, плакала слепая вьюга, а потом нежно укрыла женщину пушистым снежным саваном, и наступила тишина...». Однако и после спасения своей героини Сакен Сейфуллин не изображает ее будущее в утопических тонах: «В ней крепла уверенность: завод - это могущество, кто укроется на заводе, кого он возьмет под свою защиту, тому уже не страшны никакие степные волки, в каком бы обличье они ни выступали. Если бы она знала, как ошибается. Но все это было для нее впереди - и прозренье, и настоящая жизнь». Однако главное во всем этом, что ее ожидала именно ЖИЗНЬ, а не бесконечное прозябание  в плену у людей, которые относились бы к ней как к вещи. Айша была свободна, а все жизненные испытания, которые неизбежны для каждого из нас, лишь закалят и укрепят ее характер, поэтому повесть Сейфуллина все же оптимистична, и дарила, и продолжает дарить многим своим читателям надежду на светлое будущее и по сей день.