Абай туралы М.Әуезов ұсынған жаңа киноның жобасы

Бөлісу:

06.02.2020 5852

Биылғы жыл елімізде ұлы ақынның 175 жылдығына орай Абай жылы деп жарияланды. Еліміздің президенті Қ.Тоқаев «Абай және қазіргі Қазақстан» атты мақаласында алдағы уақытта осы мерейтой кезінде атқарылуға тиісті мәдени іс-шаралардың біразын атап та өтті. Оның ішінде ақын өмірі жайлы жаңадан көркем суретті фильм түсіру жағы да айтылған. Абай мұрасы түбегейлі зерттеп, алғаш көркем суретті кино түсіруге сценарий жазған заңғар жазушы М.Әуезов болатын.

Бұл кино 1943 жылы экранға шығарылды. Арада талай жыл салып ұлы жазушы киностудияға тағы да хат жазады. Абайдың жастық шағы, азаматтық болмысы жайында екі сериялы кино түсіруге ұсыныс жасайды. Өзінің «Абай жолы» романына өзгерістер енгізіп, соның тұтастай тарауларын осы киноның жобасы есебінде ұсынады. М.Әуезовтің 50 томдық толық жинағын құрастыру барысында архив қойнауынан табылған Мұхаңның осы жобаға арналған аннотациясы әлі еш жерде жарияланбаған. Архивтен табылған Мұқаңның киностудияға ұсынған кино жобасы сценарий түрінде толық жинақта басылып шықты. Әшейінде, құндылығы шамалы құжат тапса да алақайлап жазып жататын баспасөз, бұл жоба туралы кітап шыққаннан кейін де үнсіз қалды.

Осы сценарийге архивте ойда жоқта жолығып, ондағы жобаның томда тұтастай жарық көруіне сол кезде өзім ұсыныс жасаған едім. Оның жарық көруіне кітапты шығарушылар қарсы бола қойған жоқ. Бірақ кітап жарыққа шыққан соң да ешкім бұл жайында пәлен деп сөз ете қоймады. Енді М.Әуезовтің жобаға таныстыру ретінде жазған аннотациясын толық мәтінінде оқырманға ұсынуды жөн санап отырмыз. Абай өмірінен жаңадан көркем фильм түсіру жайында киностудия басшылығына ұсыныс 1952 жылы берілген. Алайдың оның одан арғы тарихын іздестіріп, кеңірек зерттеп қараған ешкім болмаған тәрізді. Кино сценарийге арналған аннотация орыс тілінде жазылған. Енді оны оқырман қауымға осы күйінде өзгеріссіз ұсынамыз. Абай жылына орай кино түсіретін кино режиссерлер мен сценаристер болса өзіне дейінгі істелген шаруалардың пайдасы, көмегі тиер деген ниетпен барша оқырманға өткеннің белгісі ретіндегі жазбаға қарай жүрсін деп жылы лебіз білдіреміз.

«Аннотация на сценарий художественного фильма «Абай»

Автор – М.Ауэзов.

Сценарий будет посвящен жизни и борьбе великого казахского поэта-просветителя, основоположника новой письменной литературы в Казахстане и казахского литературного языка, выдающегося деятеля в истории и народов Средней Азии Абай Кунанбаева. Фильм созданный по этому сценарию должен сыграть значительную роль и показать глубокую связь казахского народа с великим русским народом. Сценарий расскажет об исторической связи судьбы казахского народа с русским народом, о дружбе Абая с передовыми людьми России.

Выпущенный в 1946 году Алма-Атинской киностудией фильм «Песни Абая» страдает существенными недостатками. В фильме слабо отражены острые классовые конфликты в казахском ауле того времени, также слабо показана глубокая связь Абая с народом и передовыми русскимилюдьми, поледователями Чрнышевского. А также фильм страдает существенными художественными недостатками.

По этому возникает необходимость в создании нового фильма об Абае на основе шороко известного советским читателям романа М.Ауэзова «Абай», отмеченного Сталинской премией 1 степени. Этот роман правдиво и с большой художественной силой изображает жизнь и борьбу Абая Кунанбаева и политически правильно освещает его деятельность направленную на сближение казахского народа с великим русским народом. Роман за короткое время выпущен четырьмя сданиями общим тиражом 450 тысяч экземпляров, переведен на многие языки народов СССР и стран народной демократии.

Краткое содержание будущего сценария, которые возможно будет уточнен в процессе работы, как-то:

События фильма начинается с грустной картины джута, массового падежа скота в лютую степную вьюгу. Исстрадавшийся в борьбе с бедствием, голодающий и род ищет помоши у богатых родных Абая.

Вопреки воли отца Абай спасает часть голодающих. Начинается борьба между братьями: Абаем и Такежаном, а затем между Абаем и его отцом Кунанбаем. Благородные цели и упорство Абая берут верх. Он идет на откровенный разрыв, спор и словестный бой с отцом, побеждает его.

Сраженный Кунанбай уезжает в Мекку. Абай устраивает личную жизнь по своему. Его лучшим другом стоновиться ссыльный русский революционер Михайлов, он обрел еще нового неразлучного друга – это книга.

Книга русских поэтов, мыслителей борьцов за народного счастье становится его нажежными союзниками в степной борьбе.

Здесь же проходят события его личной жизни – выбор в жены себе красавицы, певицы Айгерим, его связь и дружба со знаменитым певцом-композитором Биржаном. Вокруг Абая и Биржана собираются вдохновенные поэты, певцы, та моложеж из народа, которая почуяла благие начала свободной воли, независимого юного сердца. Но они терпят муки, задавленные тупым и слепым фанатизмом родовых старейшин противников Абая. Абай борется не только за талантливую моложежь, но и за жатаков–первых оседлых казахов бедняков занимавшихся хлебопашеством.

Их преследует брат Абая волостной управитель Такежан. Заступаясь за крестьян-бедняков Абай сталкивается с уездным начальником– представителем царского колониального аппарата, попадает в полицию.

Дружба его с Михайловым теперь становиться главным главным утешением и радостью в его жизни. Читая Чернышевского, Абай познает ярче и полнее социально-историческое значение своей борьбы и борьбы народных представителей против насильников-феодалов.

На сьезде, по разбирательству скандальных тяжбинных дел между большими родами, Абай заступается за девушку Салиху, законно требующую свободу воли для себя.

Он бореться за дело жатаков оседлых крестьян, земледельцев против сильных сородичей Абая, против его родных братьев- волостных управителей. Эти его сородичи успевают однако сослать в царьскую ссылку друга Абая, отважного борьца из числа бедняков – Базаралы.

В ту же пору мы видим Абая поэта создавшего свои личные стихи против степных смутьянов и переводы сочинений поэта Пушкина. В разнообразной среде распеваются песни Татьяны (письмо Татьяны), переведенные Абаем на новые его мелодии.

Дальше мы видим Абая, зрелого деятеля, вновь борющегося за интересы аульной бедноты, над которой чинит насилие племянник Абая,злой гений нового племени – Азимбай.

По одобрению Абая происходит смелая, решительная борьба бедных аулов (руководящих тепер Базаралы, уже вернувшимся из ссылки) против брата Абая Такежана и его сына Азимбая. Это замечательная борьба с угоном тысячного табуна откормленных коней Такежана происходит в зимнюю пору, сопровождается долгими, небычными боями конных жигитов-вояк.

Еще иной раз на летнем жайляу Абай вместе со своим сыном, только что вернувшимся изучебы в Петербурге Абишем, заступаются за массу бедняков стонущих, страдающих от царских поборов от черных оборов управителя. Здесь Абай снова сталкивается с хищными представителями степной знати и действующими вместе с ней заодно сотрапами царьского правительства – урядниками, при такими и так называемыми крестьянскими начальниками.

Следующий этап борьбы протекает в необычной обстановке жестокой схватки землепашцев крестьян с аулами богатеев-братьев и сородичей Абая. За потраву спелых посевов жатаков конским табуном Азимбая – вступают в смертельную схватку с байскими аулами бедный люд, руководимый полубольным Базаралы. За бедняков заступаются русские крестьяне переселенцы случайно оказавшиеся в этой степи. В решительную минуту кровавой схватки Абай и Абиш, возглавив сотню верховых бойцов из народа, приходят на помощь жатакам и помогают востановлению праведливости в этой новой тяжбе.

Базаралы – борец из народа и Абай поэт, заступник народа все теснее сходятся в новой общности борьбы и судеб их.

Степные воротилы доносят на Абая властям. Уездный начальник и сам губернатор,–глава области озлоблены против Абая. На многолюдной ярмарке в Кара-Мола все воротилы степи ждут беспощадной кары для Абая.

Губернатор и Абай вступают в поединок –спор во время взаимного узнавания. Психологическая и дипломатическая борьба проходит в обстановке огромного внутренного напряжения, но Абай одолевает силой своего интеллекта,правотой и чистой правдой своей в этой неравной борьбе.

Народ и близкие друзья Абая, как Базаралы и поэты Магавья (сын его), Дармен, ближайший соратник его талантливейший молодой поэт, воспринявний традицию русского демократа поэта Некрасова, с радостью отмечает спасения Абая от большой опасности.

К концу фильма мы видим Абая в преклонных годах уже проводящим большую часть своей жизни в городе Семипалатинске, среди городской бедноты. Здесь налицо зарождение городского казахского рабочего класса в виде грузчиков, лодочников, рабочих шерстомоек, кжевенных, пивоваренных заводов, боен и т. д.

В этой же городской среде мы встретим казахских купцов-полуфеодалов, которые живут на двое, угнетая городскую, зависимую от них бедноту и угнетают огромные массы степного населения.

В городе они опираются на царских чиновников и на свойх невежественных, но всесильных хазретов – настоятелей многочисленых семипалатинских мечетей. Эти темные силы убивают друга Абая учителя Сармолда за то, что он заступается за городскую бедноту, разоблачает мулл фанатиков. Убивают, пользуясь огромным народным бедствием холерою, от которого будто можно избавиться народу, если пожертвовать одним хорошим человеком общины. Под этим предлогом баи.купцы и муллы убивают Сармолду, о котором народ сам слагает песни поминального плача.

Абай раоблачает самих убийц, тут участвуют враги Абая, степные феодалы, в том числе его брат. Боясь наказании, враги Абая устраивают покушение на него самого.

Мы увидим здесь организованную, стойкую борьбу городской бедноты за дело Абая, которые в эту пору живет чаянием русской революции. Его теперешние друзья русские революционеры из рабочего класса.

Но дни личной жизни Абая становятся все мрачнее. Тупая злоба сильных, богатых сородичей отравила существование ему и его близким людям. Умирает любимый сын поэта Магавья, надломлен и сам Абай. Подбиты жизнью его крылья. Он умирает. Однако умирает чувствуя наступающую зарю новой истории. Последним своим вздохом он создает бессмертную песню обращения к людям будушего, к тем иным людям, которые будут жить в иную эпоху и которых души будут окрылены светлыми порывами, а мысли будут озарены повышенными думами.

Умирает великий человек, устремленный всеми делами, мечтаниями в будущее.

Уналедовал его песню сын народа поэт Дармен. И поледнюю прощальную песню его с прахом Абая, исполняет чудесная, вдохновенная певица, подруга жизни поэта, все еще пленительная красивая Айгерим. Так будет воспроизведена жизнь и деяния великого поэта, та правда его жизни, которая воплщена в романах «Абай» и «Путь Абая», на материале которых будет воссоздан настоящий фильм.

Алма-Ата, Абая 157. 1952 года 16 мая»

Міне, Абай жайындағы болашақ киноның аннотация арқылы берген мазмұнында М.Әуезов осындай оқиғаларды суреттеуді, негізге алуды көздеген. Өзі атап өткендей жазушы мұны жоспар, жоба есебінде ұсынған. Кино түсіру барысында, егер ол қолға алынатын болса көптеген жаңа өзгерістердің орын аулы да мүмкін еді. Әрдайым уақыттан оқ бойы алда жүретін мақсаты биік, тілегі зор үлкен қаламгердің алға қойған жоспары түрлі себептермен жүзеге аспай қалған. Бұған не кедергі болғанын уақыт өзі анықтар.

Келіс Рахымжанов, жазушы

06.02.2020

Бөлісу:

Көп оқылғандар