Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
ИМЕНА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ
«Синие горы» Ануара Алимжанова...

01.02.2019 6159

«Синие горы» Ануара Алимжанова

«Синие горы» Ануара Алимжанова - adebiportal.kz

Ануар Алимжанов — казахский прозаик, публицист, общественный деятель XX века, один из представителей плеяды имен Великой степи, внесший огромный вклад в развитие казахской литературы.

Много своих произведений посвятил истории казахского народа, патриотизму, например, его произведения «Гонец», «Отрар», «Стрела Махамбета», «Степное эхо».

Еще с юношеских лет начал писать в газете, а поступив на факультет журналистики Казахского государственного университета, писал уже эссе и повести.

Одной из ярких и лаконичных произведений писателя стала повесть «Синие горы».

Сосед автора повести по купе Анаш рассказывает истории из своей жизни. Он оказывается довольно разговорчивым и живым человеком.

Синие горы — родина автора и попутчика Анаша. Они вдвоем едут в Алма-Ату.

Повесть состоит из нескольких историй.

Дромадеры

На двенадцатом году жизни Анаш бросил учебу. Это было в зиму сорок третьего на Кузбассе.

Жили они в юношестве в корпусе общежития, на каждый десяток ребят — свой атаман. У них был атаман Гришка — грязный, щетинистый, со шрамом на правой щеке. И он называл ребят дромадеры, что означало по словам голубоглазого русского паренька Кузнечика, что все они на один лад, похожи друг на друга, морда в морду. Однако, по словам учителя зоологии, это слово означало одногорбого верблюда.

Верблюды поражали своим спокойствием, надменным взглядом, но также и упрямством. Такой красивый взгляд у верблюдов, понятно, почему у казахов матери лаская ребенка говорят «мой верблюженок», почему самую красивую девушку в степи называют Ботагоз.

Анаш мечтал пойти на фронт, даже попал к солдатам, устроился подручным к повару, научился отбивать дробь на барабане, но у него не вышло.

Следующую зиму он встречал в интернате неподалеку от своего аула.

В интернате работал воспитатель-кладовщик Жунус, который обменивал верблюжью шерсть на продукты питания. Его отдали под суд, так как деятельность его была нелегальная.

И как-то случай был, когда Анашу пришлось сопровождать одного любознательного иностранца по совхозам и колхозам. На их пути встретился всадник на верблюде, им оказался тот самый Кузнечик. Радости от встречи не было предела.

«Жизнь измеряется не годами. Годы лишь делят жизнь на молодость и старость, да говорят о событиях, помогают нам познавать самих себя», — говорил Кузнечик.

Далее по дороге они нашли окровавленного тело парня по имени Аскар Сембин.

Аскар. Амирбек. Тревожный зов звездочки

Аскар был местным учителем. Однажды он пораньше ушел домой после последнего урока по литературе в восьмом классе.

В первые месяцы работы Аскар часто заходил к старому Сапару просить совета. И по сей день в ауле ничего не делалось без совета Сапара. Старик посоветовал взять лошадь, чтобы съездить к чабанам, так как от машины проку не было, она могла застрять в песках. Да и школьников забрать для помощи в летних работах, нечего без дела ходить.

По пути он остановился на перекрестке дорог на берегу мелкой речки, окунулся в неглубокой заводи. Внезапно появилась машина, которая остановилась близ речки. В кабине машины сидел Амирбек, которого он давно не видел. Ранее он работал счетоводом, потом председателем, далее перешел в райпотребсоюз, где и закончилась его карьера. Отсидел два года за растрату, вернулся год назад. Поговаривали, что работает охранником лесопитомника в соседнем районе.

В машине были «долги» Амирбека в виде овец. Знакомые посидели, поговорили, но во взгляде владельца овец читалась тревога.

Распрощавшись Аскар продолжил свой путь, как вдруг неожиданно появилась машина, из которой вышел шофер Амирбека и ударил его чем-то тяжелым. Это было сделано с целью забрать лошадь, на которой сидел всадник Аскар, но лошадь вернулась к хозяину.

Так Анаш встретил Аскара в степи, бывшего бездыханным. Но, к счастью, его спасли.

Продолжение рассказа Анаша

Незадолго до конца войны бригадир поручил Анашу отвезти продукты чабанам на джайляу. Чуть было не заблудившись, мальчик встретился с пограничниками, которые отвели его в юрту табунщика Хамзы. Юрта стояла подле долины, на другом конце которой располагалась граница. К обеду собрались чабаны. Хамза решил обучить для верховой езды гнедого трехлетку. И предложил Анашу сесть верхом на коня. Анаш покатился кубарем с него.

Позже он поехал на коне к границе, но на лошадь напал волкодав, лил дождь и мальчик упал с коня. Пролежал без памяти некоторое время до тех пор, пока его не подобрал одноглазый чабан Жаппас, который и выходил его вместе со своей внучкой Акжунус. Сын Жаппаса погиб примкнувшись к отряду бунтарей под предводительством Мукан-батыра.

Анаш ждал лета, чтобы скорее увидеть родной аул Карлыгаш в Синих горах. Пришла весточка с фронта о том, что война с немцами окончена, победили Советы. Так, закончилось путешествие Анаша за Синие горы.

Космонавт. Жомарт. Белая роза. Маки цветут над Отраром

К обеду следующего дня Анаш и автор прибыли в Алма-Ату и решили собрать всех земляков. Автор должен был пригласить историка и археолога Жомарта. Молодой ученый свою профессию выбрал внутренней любовью ко всему старинному, с молоду собирал черепцы, зачитывался книгами о древних зданиях.

И была некая Гульсара, только закончившая университет, которую полюбил грубоватый и прямолинейный парень Сергей, приехавший в Казахский университет из Казани после окончания третьего курса. Все бы ничего, только если не взять во внимание интересный случай. Сергей мечтал поехать в село, работать и жить вместе с Гульсарой, что далеко не входило в планы и желания девушки, она хотела остаться в городе и работать экскурсоводом. На том они и расстались.

Буквально на следующий день после этого к Гульсаре в кафе подошел вежливый и самоуверенный молодой человек, представился Жомартом. Завязался разговор. Далее его приход в ней на работу, экскурсия и … отношения. Так Гульсара осталась с археологом Жомаром в городе.

Я снова кочевник. В небе, как в степи. У каждого свой бетховен и свой мекка

Анаш встречается с Аскаром, Жомартом и Гульсарой. Аскар и Жомарт спорят, первый укоряет последнего в том, что он лишь защитил диссертацию и получал ежемесячно некоторую сумму, что его труды бесполезны:

«Я согласен, что диссертация — это открытие. Но не всякая диссертация. Что же люди извлекут из твоей книги, кому нужны «Пропорции минаретов Хивы? Найди же наконец свою Мекку и докажи ее святость!»


Но Жомарт был непреклонен, по его мнению нужно знать культуру прошлого:

«Еще Абай говорил: жизнь — океан, время — волны. Волны очищают, освежают берега и заставляют ярче зеленеть травы. Ведь ты не хуже меня знаешь, что коммунизм – это высшая форма культуры человеческого общества. Но опирается она на историю. Познать прошлое – это значит подняться на высоту будущего. Знание прошлого позволяет отрицать или поощрять те или иные события современности. Дает конкретную формулу добра и зла».

Так и продолжали спорить учитель и археолог. А заканчивается повесть следующей вырезкой:

«Конечно, если один человек скажет, что война — прогресс, то это не значит, что все люди поверят ему. Один верблюд — не караван, говорят у нас в народе, но один хромой верблюд может задержать движение всего каравана. Караван должен идти вперед, к солнцу».

На протяжении всей повести упоминаются Синие горы, ведь и автор, и Анаш родом из Синих гор. С такой теплотой и нежностью они вспоминают о своей родине.

Повесть полна историзма, говорится о ситуации в аулах и на джайлау во время войны с немцами. Также, описывается история Отрара и нападение на этот город Чингисханом — кровавым и жестоким завоевателем мира.

Ануар Алимжанов достаточно глубоко ознакомлен с историей Казахстана, с белыми ее страницами, которые ранее не были изведаны.

Текст характерен своей динамичностью, настоящее гармонично переплетается с прошлым, воспоминания следуют за воспоминаниями. Приводятся интересные трактовки слов «драмодер» и «Ботагоз», автор с точностью описывает поведение и приводит психологический портрет своих героев.

Повесть в некоторой степени автобиографична, так как А. Алимжанов также родился в ауле Карлыгаш, Талдыкорганской области и рассказывает о жизни в ауле.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.